КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Кому нужно штучное оружие

24.03.2008
Сегодня

01.jpg
      Степан Бобров: Десять лет назад в России о штучном оружии практически никто не знал и не думал. Сейчас многое изменилось. Соотечественники стали разбираться, подходить к заказу оружия более требовательно, появилось желание иметь действительно эксклюзивную вещь — для себя и потомков. Появилось понимание, что такого рода оружие — это во многом произведение искусства, созданное на основе многолетних культурных, исторических, социальных традиций. Сегодня в нашем магазине не просто выбирают карабин или штуцер определенной фирмы, охотничье оружие приобретают с целью создания тематических коллекций. Люди согласны ждать выполнения своего заказа полтора-два года и больше, понимая, что результат того стоит. Хотя есть и такой покупатель, который хочет иметь все сразу и сейчас, и такую возможность мы тоже предоставляем. Сегодня в «Охотнике на Головинском» есть оружие высочайшего класса разных брендов одновременно, и я знаю, что говорю: подобного ассортимента вы не увидите ни в одном магазине мира. 

      Андрей Смирнов:
 Штучное оружие — это не только красивая отделка, что сразу бросается в глаза, это в очень большой степени качество самого «железа». Прецизионная подгонка механизмов, сборка, врезка металлических деталей в деревянные и так далее. Это важно и для охотника, н для коллекционера. Приведу такую аналогию: если вложить одинаковые деньги в тюнинг средней европейской иномарки и в тюнинг «Мерседеса» дорогой серии, первая машина качества «Мерседеса» все равно не достигнет. Она станет только наряднее, а вот «Мерседес» превратится в эксклюзивное изделие. Точно так же с оружием. Среднего качества ружье можно сделать очень красивым внешне, но качество его от этого не улучшится. Поэтому клеймо известной фирмы является не просто подтверждением социального статуса охотника, это гарантия надежности. Не случайно на африканских сафари используют в основном эксклюзивное оружие. И не случайно стоимость его на аукционах с годами не уменьшается. Сейчас, когда охота становится все более популярным увлечением, заказов на такое оружие хватает.

На заказ

      Андрей Смирнов: Создание штучного оружия (именно создание!) процесс творческий, и протекать он может по-разному. Иногда клиент говорит: «Хочу оружие фирмы «Голланд Голланд» (Holland & Holland) с такой-то тематикой гравировки». Мы тогда начинаем «танцевать» от возможностей этой фирмы: выбираем модель, гравировку и прочее. Но чаще заказ формулируется примерно так: «Хочу штуцер 375-го калибра». Вот тогда начинается работа с клиентом — по правильному выбору производителя оружия и художественных изысков. Мы обсуждаем с заказчиками процесс создания оружия «от и до». Во-первых, определяем тематику (применительно к конкретной коллекции или к определенным охотам), разрабатываем сюжет гравировки, определяем, какой гравер сможет эту идею воплотить в жизнь, какую правильно использовать технику, целесообразно ли делать резьбу по дереву. Последняя зачастую оказывается вычурной, но может стать и прекрасным, гармоничным дополнением к общему образу. Мы же подбираем дерево, что тоже непросто. Особенно когда оружие заказывается парно или в не совсем стандартном наборе, например, штуцер и карабин в одном стиле, в определенных калибрах, с разной или с одинаковой тематикой гравировки. В любом случае мы подходим к выполнению каждого заказа с максимальной тщательностью. У нас есть очень хороший поставщик, немецкая фирма «МАК». Нам высылают фотографии заготовок в разных ракурсах. Заготовка — достаточно большая болванка, и каким образом будет выглядеть рисунок на готовой ложе, не всегда понятно. Клиенту часто трудно принять решение самому, надо иметь опыт. Поэтому в большинстве случаев мы берем на себя ответственность, выбираем дерево сами.

      Работая в постоянном контакте с оружейниками, зная их возможности, вникая в детали производства, но оставаясь при этом заказчиком, мы хорошо представляем, какие творческие идеи и как именно можно воплотить в создании эксклюзивного оружия. Поэтому предлагаем на заказ не просто определенную модель с гравировкой, выбранной по каталогу или похожей на «стандартную». Мы предлагаем комплексное тематическое оформление оружия, идею которого придумывает клиент или мы сами. Так был создан уже целый ряд прекрасных карабинов, каждый из которых уникален и представляет собой настоящее произведение искусства. Первым был «Викинг» (Viking) — идея Степана Боброва отразить в оформлении оружия тему корабля викингов - драккара. По моей задумке сейчас делается африканский штуцер с многослойной гравировкой, порядка семи уровней. Основная изюминка - в сложности отделки и исполнения. О чем идет речь? Обычно оружейники делают оружие «в белую», то есть без гравировки, и привозят его на выставку. Потенциальный покупатель выражает желание его приобрести и делает заказ на гравировку определенной тематики. Под ту гравировку, о которой я рассказываю, использовать оружие в стандартном исполнении было бы невозможно, потому что требуется дополнительная толщина металла, заложить которую нужно на этапе производства. Гравер с оружейником работают фактически в паре: оружие от оружейника идет к граверу, потом возвращается к оружейнику, потом обратно — это очень сложная работа. В следующем году она явится миру, а пока есть только промежуточные снимки, эскизы. Занимаются этим мастера фирмы «Карл Хауптманн» (Karl Hauptmann).

Производители

02.jpg      Андрей Смирнов: Мы размещаем заказы у тех производителей, в которых уверены, как в себе. Чтобы, когда с клиентом поедем на охоту, я не услышал: «И вот это я получил в результате многомесячных ожиданий?!» Думаю, многие люди обращаются в «Охотник» именно потому, что мы стараемся контролировать весь процесс производства, несем перед клиентом полную ответственность за результат.

      К примеру, любимая нами фирма «Карл Хауптманн» делает оружие, которое я могу совершенно спокойно порекомендовать клиенту. Если ко мне обращаются: «Хочу хорошее оружие», я говорю: «Тогда это будет «Хауптманн». Так, как мы работаем с «Хауптманном», в режиме постоянного созвона — по 2—3 звонка в день, наверное, среди оружейников не работает никто и ни с кем. И мы с другими фирмами так плотно не работаем. Поэтому учесть все нюансы производства, как мы можем это сделать с «Хауптманном», мы не можем больше пи с одним производителем, и я уверен, что никто большего сделать не может. Уверен, что по качеству изготовления и по многим другим факторам «Хауптманн» сейчас - № 1. Хотя при желании клиента мы можем сделать выбор из нескольких фирм.

      Сейчас наблюдается интенсивный рост спроса на штучное оружие. И, что греха таить, не все фирмы подходят к удовлетворению этого спроса с полной ответственностью. У некоторых, грубо говоря, начинает превалировать жажда денег. Даже фирмы с репутацией позволяют себе делать некачественную вещь. Вот такой случай из жизни. Нам присылают готовое ружье. Мы, естественно, его сразу тестируем, прежде чем отдать клиенту. И выясняется, что ружье не стреляет. На наш вопрос производитель отвечает: «В дороге дерево набрало немного влаги, деревянные детали увеличились, что привело к заклиниванию некоторых механизмов». Поскольку оружейное законодательство в России достаточно сложное, и отправка обратно в ремонт — процесс почти немыслимый иной раз, наш сервисный центр устраняет возникшую проблему.

      У нас единственный на всю Россию сервисный центр, который может производить такие работы — я в этом уверен на 100%, потому что со всей страны везут подобное оружие к нам, на Головинское шоссе. Речь идет и о сложных проблемах, нерешаемых проблемах, и о замене различных деталей, пружин и так далее. Мы располагаем ресурсом запчастей, и у нас работают очень квалифицированные сотрудники. Фактически все наши мастера либо стажировались на зарубежных оружейных предприятиях, либо знакомились там с важными особенностями сборки. Безусловно, есть вещи, которые оказываются не под силу и нашим мастерам, тогда мы оказываемся вынужденными отправлять какие то части оружия за границу для ремонта, но это крайне редкая ситуация.

Люди и машины

      Степан Бобров: Штучное оружие потому и штучное, что количество выпускаемых в год стволов невелико. Это является необходимым условием для соблюдения всех технологических тонкостей, для обеспечения стандартов качества, позволяющих оружию исправно служить поколениям охотников. Но производство, объем которого составляет 100 изделий в год, противоречит тенденциям нашей современности. Мы живем в век глобализации.

      В мире становится все меньше людей, умеющих и желающих что-либо делать руками. Их труд дорожает. Рабочих заменяют машины. Станки тоже недешевы, но их производительность и точность гораздо выше человеческих возможностей, станки не бастуют. Казалось бы, все хорошо: достаточно модернизировать производство в соответствии с последними достижениями машиностроения, и продукция автоматически будет улучшаться, а прибыль расти. Но у машинного производства своя логика. Чем проще каждая деталь, чем меньше нужно технологических операций для изготовления вещи в целом, тем выгоднее эту вещь выпускать. Исходя из логики машинного производства, вносятся изменения в конструкцию. Вроде бы незначительные изменения: сегодня одна мелочь, завтра — другая, послезавтра — третья. Но в результате получается совсем другое изделие - упрощенное, менее эстетичное, менее комфортное, потому что производство ориентировано на машину, а не на потребителя. И уж конечно, ни о какой индивидуальности, ни о какой душе, вложенной в вещь, речи не может идти! Машинное производство окупается только в случае большого количества производимой продукции.

      Оружейная область рынка не исключение из общего правила. Все крупные оружейные фабрики идут по пути модернизации парка станков, по пути увеличения машинного производства.

      Ни одни штучник сегодня тоже вручную стволы или колодки не вытачивает, он заказывает их на большом машинном производстве. Но все части механизмов, их прецизионную подгонку делает непосредственно человек, который может в силу понимания оружия, в силу любви к этому оружию и его будущему обладателю сделать сложное, но удобное, функциональное и, главное, долговечное изделие. В этом заключается концептуальная, философс кая разница между штучным производством и машинным. Конечно, стоимость штучного оружия в конечном итоге получается больше. И, как следствие, штучное производство оружия становится все более нерентабельным. Поэтому все на сегодняшний день существующие штучные мастерские представляют собой в большинстве случаев семейные фирмы с небольшим оборотом. Боюсь, что в будущем они обречены на разорение либо на огромное повышение стоимости своих изделий, которая и сейчас немаленькая.

Время

      Степан Бобров: Недавно я был в Германии, в городе Зуле, и с удивлением обнаружил, что там, в одной из маленьких мастерских, сохранилась настоящая культура штучного оружия. Я видел в коллекции РКЦ МВД на Петровке принадлежавшее Николаю II ружье калибра .22 для охоты на гуся, у которого пять нарезных стволов стреляли одновременно. Именно в этой мастерской я разместил такой заказ. Мы полтора часа обсуждали конструкцию ружья, возможные калибры, и им это было очень интересно. У них не было подобных чертежей, но они загорелись работой над этим необычным заказом. Это и есть ремесло в самом хорошем смысле слова.

      Заказывая штучное изделие, нужно понимать, что штампованные часы китайского производства в пластиковом корпусе, вполне возможно, будут не менее точными, чем швейцарские ручной работы. Неразумно ждать от штучного оружия, что оно будет стрелять в сотни раз точнее серийных образцов от поточных производителей. Разумеется, штучное оружие более долговечно, но, пожалуй, принципиальным является ощущение обладания вещью, сделанной для тебя, ради тебя, с любовью и мелкими техническими нюансами.

      Ход истории остановить невозможно. Но понимание тенденций развития (или деградации?) позволяет избежать сожалений о не сделанном вовремя. Применительно к теме штучного оружия это означает, что сегодня еще можно успеть заказать такой карабин или штуцер, какой в скором времени заказать уже будет нельзя. Самое большее лет через двадцать, я думаю, все маленькие фирмы поглотятся крупными, останутся только названия.

      А в заключение мне хотелось бы обратиться с просьбой ко всем охотникам: ухаживайте за своим оружием, за классическим оружием, которое купили сейчас или 5,10, 50 лет назад. Потому что вы, в глобальном смысле, держите в руках и пользуетесь изделием, которого в будущем просто не будет! А будет нечто усредненное и упрощенное.


Журнал "Сафари" №3(50) 2008