КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Кто крайний? Часть вторая

25.04.2012


Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах, возникающих при изготовлении, а также транспортировке в Россию охотничьих трофеев, начатый в прошлом номере журнала. Количество звеньев в цепочке - от добычи трофея до его получения клиентом - достаточно велико. Найти и укрепить «слабое звено» не всегда бывает просто хотя бы потому, что, как правило, охотник не очень хорошо представляет себе, как работает этот механизм и какие обязанности лежат на вовлеченных в процесс (на разных его этапах) людях. Многим почему-то кажется, что оплата охоты (напрямую или через агента) сама по себе является гарантией того, что и о трофеях кто-нибудь да позаботится. На практике же это не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Давайте попробуем разобраться почему.

КЛИЕНТ - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Не возьмусь утверждать, что получение трофеев всегда оборачивается для охотника головной болью, связанной с некачественно выполненной работой, срывом сроков, неожиданно большими размерами платежей за таксидермию и транспортировку и т. д. В большинстве случаев все происходит достаточно штатно, и все поправки укладываются в понятные рамки. Соблюдение правил командной игры - вещь приятная (и не только на охоте).

81.png
Если же начались накладки, неплохо для начала подумать, а нет ли в них вашей собственной вины. Принцип «Клиент всегда нрав», конечно, хорош, но... не всегда. Итак, чем же может сам охотник спровоцировать возникновение проблем? Во-первых, незнанием того, чего он, собственно говоря, хочет. Вариантов изготовления трофея великое множество; задача охотника - дать задание таксидермисту в соответствии со своими желаниями и возможностями (финансовыми, жилищными и т. д.). Планируя охоту, стоит уделить внимание и будущему своих трофеев: вы наверняка знаете, что собираетесь добыть, значит, можете прикинуть, как те или иные трофеи будут смотреться в вашей квартире или доме. И пусть что-то будет взято на охоте сверх плана, но базовый список (если он, конечно, составлен) дополнить не так сложно.

А вот если решения нужно принимать в мастерской по дороге в аэропорт, когда время поджимает, они, скорее всего, будут спонтанными и не факт, что удачными. Да, конечно, вам обязательно пришлют на утверждение счет, в котором укажут, как должны быть сделаны чучела; да, конечно, вы сможете внести в него коррективы. Потом вам пришлют новый счет, и вы еще что-нибудь измените в заказе...

На сколько затянется эта переписка, никому не ведомо. Работа же по изготовлению трофеев начнется только после того, как все будет окончательно согласовано и депозит получен. Соответственно, и временной отсчет - отсюда.

Во-вторых, неумением правильно отвечать на поставленный вопрос. При оформлении на месте охоты лицензий и документов на трофеи охотник должен сообщить свой адрес по прописке. Особенно это важно, если были добыты виды, входящие в конвенцию СИТЕС. Кажется, что проще?! Однако на практике сплошь и рядом возникают проблемы, потому что вместо адреса, по которому человек прописан, он указывает адрес офиса, загородного дома, квартиры жены (или подруги) и т. д. Задаешь вопрос: «Зачем?» Слышишь и ответ: «Ну я же там живу!» Господа охотники! Конечно, где вы живете - ваше личное дело. Но если экспортное разрешение СИТЕС и/или ветеринарные документы будут выданы на ваше имя с указанием неправильного адреса (т. е. не того, по которому вы прописаны), то все эти документы не будут приняты российской таможней. Это значит, что отправителю придется их переделывать, что реально задержит прибытие трофеев в Россию на месяцы.

В-третьих, нарушением финансовой дисциплины (да простят меня читатели за этот канцеляризм). Вряд ли кому-нибудь в голову придет лететь на другой конец географии, не оплатив своевременно охоту, а настрелявшись вволю, выражать удивление тем, что, оказывается, существует прайс-лист. (История, конечно, знает и такие примеры, но они — исключение из правил.) А вот с трофеями бывает по-разному. Механизм оплаты прост — 50% от счета в качестве депозита и еще столько же, когда заказ выполнен. Накладок с переводами этих сумм бывает довольно много. Кто-то просто забывает сделать платеж, а через какое-то время начинает предъявлять претензии: «Где мои трофеи?» Кто-то жалуется на то, что обещали сделать за 6-8 месяцев, а уже прошел год, но трофеи еще не готовы. Спрашиваешь: «Когда был сделан трансферт?» — и выясняешь, что депозит переведен... три недели назад: «Да замотался я! Столько дел навалилось! Объясняешь, что ждать сообщения о выполнении заказа раньше, чем через полгода, не стоит, и слышишь в ответ возмущенное: «Так сколько они будут тянуть с моими трофеями?!»

Думаете, так не бывает? Напрасно думаете.

ЧТО ТАКОЕ «СЕРАЯ ЗОНА»?

Конечно, в большинстве своем охотники — люди законопослушные. И свои обязательства стараются выполнять, и того же ждут от других участников процесса, который все мы для краткости называем просто «охота».

82.png
Существует нормальная практика бронирования охоты: если хотите, можете всю оргработу провести сами, можете поручить ее своему агенту или специализирующемуся на подборе охотничьих туров агентству. Агенту (или агентству) вы можете поручить подобрать для вас подходящее хозяйство, согласовать сроки охоты, логистику перемещений, механизм оплаты, при необходимости проработать контракт, помочь с оформлением документов для получения визы, покупкой авиабилетов и т. д. Ответственность за эту работу (в соответствии с заранее определенными задачами) несет, естественно, агент или агентство.

Принимающий вас аутфитер (владелец или арендатор охотничьих угодий за рубежом) отвечает, в свою очередь, за организацию и проведение охоты на месте.

Пока все вроде понятно и логично. А вот дальше начинается «серая зона» № 1.

По сути, вся работа, связанная с изготовлением трофеев, касается только двух сторон - охотника и таксидермиста. То, как и о чем они между собой договариваются, как взаимодействуют, уже не должно касаться ни агента, ни аутфитера — они свою часть работы выполнили. Можно, конечно, включить пункт, касающийся полного контроля за изготовлением трофеев на всех этапах, в контракт с агентом или аутфитером, оговорив соответствующее вознаграждение, но этого, как правило, никто из охотников не делает. А вот вопрос: «Как там с моими трофеями?» агенту через некоторое время задает, почему-то пребывая в уверенности, что адресат выбран точно. Да, организацией охоты занимался агент. А трофеи - это уже совсем другая история.

Повторю еще раз: если вы по тем или иным причинам не готовы вести растянутый на месяцы (если не годы) диалог с таксидермистом, заранее договоритесь с тем, кому вы намерены ее поручить. Не надо считать, что все должно происходить «по умолчанию» — эта сложная и муторная работа отнимает достаточно времени и нервов; делать ее «за красивые глаза» никому не интересно.

В «серую зону» №2 можно включить весь комплекс вопросов, связанных с тем, где делать трофеи - в стране проведения охоты или в России. Начиная этот разговор в прошлом номере журнала, мы уже говорили о том, что сегодня в нашей стране достаточно высокопрофессиональных мастеров, умеющих работать с экзотическими трофеями не хуже (а порой и лучше), чем их коллеги в странах Африки. Речь, впрочем, сейчас не столько о качестве, сколько о стоимости работы.

Мне не раз доводилось присутствовать при обсуждении вопроса о том, где изготовление дешевле — там или тут. «Посмотри, — призывал меня один из охотников, собирающийся на охоту в ЮАР. — Вот я специально распечатал два прайса — из нашей мастерской и из той, которую они рекомендуют. Посчитай, какая экономия, если там делать!»

Это правда — если «в лоб» сравнить два прайс-листа, «наш» почти наверняка проиграет. И если бы все платежи ограничивались только счетом из таксидермической мастерской, я бы тоже рекомендовала всем охотникам, выезжающим в дальние края, заказывать изготовление трофеев на месте охоты. Но... есть еще такие составляющие, как транспортировка и растаможка. Они тоже, сами понимаете, стоят денег, Более того: стоимость доставки и растаможки напрямую зависит от объема и веса груза. Не учитывать эти платежи при определении «где дешевле», как минимум, не корректно.

Так что охотникам лучше заранее не только познакомиться с различными прайс-листами, но и посчитать оба варианта расходов на транспортировку и растаможку (на готовые изделия и на подвергнутые консервации). Посмотреть на сумму прописью, а потом уже принимать решение. Ну, и наконец, есть еще «серая зона» №3. К ней можно отнести сопроводительные документы. К грузу обязательно будет приложен инвойс. От указанной в нем суммы напрямую зависит таможенный платеж. Не просите таксидермиста оценить работу по изготовлению чучела слона в полный рост в $100 - в это все равно никакой таможенник не поверит. А вот проконтролировать, какой именно счет приложен, надо обязательно - известны ситуации, когда вместо счета за таксидермию прикладывался... счет за охоту. Естественно, со всеми печальными (для охотника) последствиями.

Немало сложностей возникало и с ветеринарными сертификатами из-за того, что их форма между различными странами не согласована, а процедура оформления толком не прописана. Как это ни странно, с этой проблемой вплотную столкнулись многие охотники, побывавшие в такой «продвинутой» с точки зрения организации охотничьей индустрии стране, как ЮАР. В этом году, впрочем, появилась надежда, что ситуация меняется к лучшему.

МАНДИСИ МПАХЛУА, посол ЮАР в Российской Федерации

83.png
Нам приятно слышать, что ЮАР пользуется вниманием российских охотников. ЮАР действительно предлагает одну из самых лучших возможностей для охоты в дикой природе в хорошо управляемых охотничьих угодьях. Многие российские охотники предпочитают выезжать заграницу со своими семьями, и поэтому им нравится ЮАР, где охотник может заниматься любимым делом, а члены его семьи наслаждаться природой, развлекаться, посещать спа-процедуры, заниматься спортом, шопингом или расслабляться на пляже вблизи охотничьих угодий. 

Мы понимали, что поток российских охотников в ЮАР мог бы быть увеличен, если решить давнюю проблему с ввозом частично обработанных африканских охотничьих трофеев в Россию и облегчить визовые требования. И мне приятно сообщить, что после интенсивных переговоров между посольством ЮАР и Россельхознадзором ЮАР официально приняла к использованию новый ветеринарный сертификат для ввоза охотничьих трофеев на территорию Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Этот новый сертификат позволяет ввозить полностью или частично обработанные трофеи на территорию Таможенного союза из незараженных районов. После того, как наши власти убедятся, что подлежащие экспорту охотничьи трофеи соответствуют нашим высоким стандартам безопасности, они смогут удостоверить, что они соответствуют и российским ветеринарным требованиям, несмотря на то, что ЮАР не является страной, полностью свободной от инфекционных заболеваний.

Долгое время охотники могли вывозить трофеи, только полностью обработанными южноафриканскими таксидермистами. После соглашения по новому ветеринарному сертификату, как мы понимаем, появилась возможность ввозить частично обработанные трофеи на территорию Таможенного союза.

Мы будем с благодарностью реагировать на отзывы охотничьего сообщества по вопросу новой системы ввоза южноафриканских трофеев, чтобы попытаться решать возникающие вопросы.

О ПОЛЬЗЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ

Идея разделения труда - выделывать шкуры в ЮАР, отправлять их в Россию и проводить остальную работу в российских мастерских - представляется достаточно разумной и многим охотникам, и ряду южноафриканских аутфитеров. Поддерживают ее и наши «чучельники».

СЕРГЕИ ЗВЕРЕВ, таксидермическая студия «Бронзовый медведь»

84.png
Что мы видим сегодня? Клиентов, которые привозят в мастерскую огромное количество полученных из Африки трофеев на переделку. Качество изготовления порой оказывается настолько низким, что реанимировать трофеи нельзя; им одна дорога - на помойку. Недобросовестная выделка шкур приводит к ному, что они гниют, расползаются в руках, покрываются проплешинами и дурно пахнут. Это касается и готовых трофеев, и просто законсервированных шкур, присылаемых из Африки для последующей работы таксидермистов. Я уже говорил на страницах «Основного инстинкта» о том, что, с моей точки зрения, небрежная консервация может объясняться либо неумением (что вряд ли), либо сознательным намерением отправлять бракованное сырье. Чем больше охотников решают делать трофеи у российских мастеров, тем меньше заказов получают мастерские в Африке. Систематическая отправка бракованного сырья, с которым просто нельзя работать, должна по идее подталкивать охотника к тому, чтобы делать трофей в стране охоты.

Как избежать этой проблемы? Один из вариантов решения - сделать конкурентов партнерами, пропорционально поделив заработок. На практике это может выглядеть так. Местные мастера проводят не консервацию, а выделку шкур, российские таксидермисты изготавливают трофеи. Ответственность за состояние выделанной шкуры лежит на том, кто ее выделывал. Кстати, мастера в ЮАР, Намибии, некоторых других странах Африки умеют проводить эту операцию прекрасно. Обе стороны получают работу и заработок, а клиент - некоторую гарантию того, что в Россию придет качественный продукт.

Кроме выигрыша по качеству, данная схема имеет для охотника и ряд других плюсов.

1. Выигрыш по срокам. Опробовав схему на практике, мы получили выделанные шкуры в течение 6 месяцев. В перспективе рассчитываем сроки еще сократить.

2. Выигрыш по конечному результату. Клиент получает возможность без спешки решить, какое место в квартире или доме будет для трофея оптимальным (можно заранее пригласить мастера и провести «примерку» с манекенами).

3. Выигрыш по нервным затратам. Зарубежный таксидермист далеко, на письма отвечает небрежно, вести беседы по телефону мешает языковый барьер. Сроки не соблюдаются, раздражение растет. Складывается ощущение, что работа пущена на самотек. И даже факт получения трофея перестает казаться очевидным. А российский мастер — под боком: если что не так, ясно, кому предъявлять претензии.

4. Выигрыш по деньгам. К примеру, законсервированная шкура гну с головой весит порядка 15 кг и занимает приличный объем, а выделанная тянет на 2-3 кг и складывается в небольшой сверток. Соответственно, перевозка и растаможка в итоге обходятся гораздо дешевле. О конкретном размере экономии говорить пока рано — данных маловато. Но предварительные итоги есть, и они подтверждают разумность такой международной кооперации.

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

Охотнику для того, чтобы попасть из Намибии или ЮАР в Москву, нужно меньше суток. Трофеям - значительно больше времени. В среднем международная импортная транспортировка трофеев (включая оформление необходимых документов и получение разрешений), в зависимости от страны отправления, количества трофеев и клиентов в группе, а также состояния необходимой исходной документации и оперативности компании-отправителя, может занимать от 2 до 5 и более месяцев. Лучше, конечно, чтобы эту работу делали профессионалы.

ОЛЕГ БЫСТРИЦКИХ, компания «Трофи Рус Консалт»

85.png
Наша компания оказывает услуги по оформлению разрешительных документов и организации транспортировки охотничьих трофеев в Россию из любой точки мира. Мы берем на себя согласование с иностранным экспедитором, таксидермистом или аутфитером всех условий по перевозке трофеев, а также содействие в оформлении отправителем документов, необходимых ему для вывоза трофеев из страны отправления. В этот перечень входят: ветеринарные документы для ввоза охотничьих трофеев в Россию, разрешение СИТЕС, необходимое для международной транспортировки охотничьих трофеев из некоторых видов животных, перевозочные документы для таможни.

Иными словами, и по импорту, и по экспорту есть два основных типа документов — ветеринарные и документы, связанные с конвенцией СИТЕС. Если речь об импорте трофеев, то оперативность и качество оформления документов очень зависят от конкретной страны и компании-отправителя.

Наша работа пошагово выглядит следующим образом. Получив от клиента информацию о местонахождении трофеев, мы связываемся с отправителем, согласовываем экспортные и импортные документы, получаем от отправителя счет за перевозку, после оплаты счета груз прилетает в Москву, клиент оформляет нотариальную доверенность на получение трофеев, мы организуем растаможку груза и привозим клиенту на согласованный адрес. По импорту мы работаем со всеми охотничьими странами, где проводится трофейная охота; экспортируем трофеи в любую страну без исключения.

Если говорить о странах, привлекающих наибольшее количество охотников из России, то это ЮАР, Намибия и Зимбабве. С ними мы работаем давно, процессы оформления документов отлажены и не вызывают особых сложностей. Гораздо тяжелее работать с «дикими» странами - Угандой, Камеруном, Македонией, Эфиопией, Суданом, Монголией, Ираном. Там нет компаний, профессионально занимающихся оформлением документов и отправкой охотничьих трофеев. Чаще всего эту работу приходится выполнять аутфитерам, проводившим охоту. Они достаточно плохо в ней разбираются и часто просто не хотят этим заниматься. Для решения проблемы бывают нужны совместные усилия экспедитора и агента, который отправлял клиента на охоту в такую страну.

Стоимость доставки напрямую зависит от объема груза. При этом объем готовых изделий (чучел) всегда больше, чем объем трофеев, подвергнутых только консервации, поэтому перевозка готовых изделий, как правило, стоит дороже.

Еще одна статья расходов — таможенные платежи. Если трофеи ввозятся физическим лицом как товары для личного пользования, таможенный платеж составляет 30% от инвойса либо 4 евро за кг ввозимого груза. Например, для груза физическим весом 1000 кг официальный платеж таможне составит 4000 евро (даже при не очень солидном инвойсе) плюс стоимость работы брокера, местный транспорт, прочие платежи. Таким образом, ввоз трофеев сам по себе может оказаться весьма затратным, что часто становится неприятным сюрпризом для охотников.

Есть, конечно, несколько способов оптимизировать расходы по транспортировке и растаможке. Так, консолидация трофеев нескольких охотников в одну партию может обеспечить некоторую экономию за счет применения более дешевых тарифов авиакомпаний, плюс расходы по растаможке распределятся между несколькими получателями. Однако для достижения экономии нужен большой опыт организации транспортировки трофеев и тщательный контроль за оформлением документов отправителем. Самостоятельно это сделать достаточно сложно.