КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Кто крайний?

09.03.2012


Зарубежная охотничья экспедиция может быть подразделена на несколько этапов. Первый - ее организация: выбор и предоплата тура, покупка билетов, оформление необходимых документов (визы, разрешений на оружие и т. д.), Второй - собственно охота, Третий - заказ, сделанный в таксидермической мастерской, и ожидание получения своих трофеев. Первые два шага носят характер понятный и укладывающийся в конкретные временные рамки. Что же касается третьего, то он гораздо менее предсказуем,- и по срокам, и по качеству, и по конечному результату как таковому. Такая ситуация хорошо знакома многим охотникам, часто отправляющимся за трофеями в Африку. И возникают извечные вопросы; «Кто виноват?» и «Что делать?»

Эта статья не претендует, естественно, на то, чтобы дать всеобъемлющие ответы. Ее цель - обозначить основные проблемы, связанные с таксидермией и транспортировкой трофеев в Россию, очертить круг и обязанности вовлеченных в этот процесс сторон и попытаться найти какой-то выход из положения, который, возможно, сбережет силы, нервы и время наших уважаемых читателей.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Конечно, мы не имеем в виду назвать всех, кто так или иначе представляет собой одно из звеньев длинной цепочки, которая в конечном счете должна завершиться воссоединением охотника с честно добытым им трофеем. Речь - только о ключевых фигурах, а их не так много.

Клиент - охотник, заказывающий тур у агента, фирмы-посредника или непосредственно у владельца либо менеджера охотничьего хозяйства.

Агент или фирма-посредник — сторона, оказывающая клиенту всестороннюю помощь в планировании и организации охотничьего тура.

Аутфитер - владелец или арендатор охотничьих угодий за рубежом, отвечающий на месте за организацию и проведение охоты.

Таксидермист — специалист, занимающийся изготовлением чучел животных и птиц, который по договору с клиентом осуществляет подготовку трофеев для транспортировки в Россию.

Транспортная компания - структура, предоставляющая услуги по доставке охотничьих трофеев по адресу, указанному клиентом, оформлению перевозочных документов для таможенных целей и получению полного пакета сертификатов и разрешений, необходимых для международной транспортировки охотничьих трофеев.

Департамент ветеринарии МСХ РФ — подразделение, формирующее правила и инструкции, регламентирующие порядок ввоза охотничьих трофеев в Россию, и осуществляющее контроль за их ввозом.

CITES (The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora) - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, выдающее разрешение на ввоз трофеев некоторых видов животных (и их дериватов), включенных в списки животных, которые находятся или могут оказаться под угрозой исчезновения, или же виды, которые по определению любой стороны подлежат регулированию.

ШАГ ПОСЛЕДНИЙ. ОН ЖЕ - ПЕРВЫЙ

41.png

Итак, охота состоялась. Удовольствие получено, эмоции испытаны, трофеи добыты. Осталось решить вопрос о том, в каком виде их хочется получить из таксидермии. Тут возможны два пути - консервация, отправка в Россию и таксидермия на Родине, или же заказ, сделанный в местной мастерской, с последующей транспортировкой к клиенту. На заре освоения Африки российскими охотниками -15-20 лет назад - выбор однозначно делался в пользу второго варианта: таксидермистов в стране насчитывались единицы, и навыков работы с экзотическими для нас животными они, естественно, не имели. Со временем ситуация изменилась - и высококлассных мастерских (во всяком случае в крупных городах) стало кратно больше, и опыта они накопили изрядно, и африканские животные перестали быть такой уж редкостью. Но стереотип - вещь упрямая: многие охотники по-прежнему придерживаются мнения, что добытые в России трофеи надо делать здесь, а добытые за рубежом — там (если, конечно, имеются соответствующие мастерские).

Что ж, каждый человек имеет право на свое мнение. Как правило, все и в этом случае проходит штатно. Но бывают и неприятные исключения, которые, собственно говоря, и стали поводом для написания этой статьи.

Выбирая аутфитера, охотник все-таки старается получить о нем некоторую вводную информацию или гарантию со стороны агента или компании-посредника (все они предпочитают работать с проверенными партнерами). И если вдруг что-то не понравилось на стадии переговоров, всегда можно «переиграть», т. е. найти другую принимающую сторону. С местным таксидермистом все иначе: выбора просто нет. Не потому, что это единственный мастер в стране. Отнюдь. Просто искать альтернативу, проводить мониторинг различных мастерских клиенту и некогда, и вроде бы незачем. Обычно аутфитер приглашает таксидермиста в лодж вечером накануне отъезда, либо предлагает клиентам заскочить в мастерскую по дороге в аэропорт. Таксидермист, естественно, будет представлен охотникам как первоклассный специалист, выполняющий все заказы на высшем уровне и в оговоренные сроки. А вот так ли это на самом деле, вам предстоит проверить на себе.

К сожалению, даже такая обычная процедура, как подписание договора с указанием, в том числе, ответственности сторон, имеет место не всегда. Чаще - все «на доверии»: обсудили детали, оставили адрес электронной почты. Изготовление трофеев в стоимость тура не входит и оплачивается отдельно. Эта работа в среднем обходится в 20-40% стоимости добытых трофеев. В зависимости от вида трофея и поставленных клиентом задач изготовление занимает от 4-6 до 12-18 месяцев. Получив инвойс, клиент перечисляет 50% указанной суммы на счет таксидермиста, после чего начинается выполнение заказа. По окончании работ охотнику высылается следующий инвойс для окончательного расчета с таксидермистом и оплаты пересылки трофеев по указанному адресу.

Все вроде бы просто, понятно и логично, но, как говорится, возможны варианты... И когда возникает нештатная ситуация, начинаются поиски «крайнего». С одной стороны, ответственность за те или иные накладки однозначно лежит на таксидермисте; с другой — таксидермист далеко, контакт с ним почти потерян (ответы на ваши письма либо просто не приходят, либо сводятся к формулировкам «Все в работе», «Все уже передано в следующий цех» и т. д.), а вот агент или аутфитер — практически под рукой.

Должны ли они нести ответственность за возникшие проблемы?

Юлия Зверева, агент (Санкт-Петербург):

42.png

- Задача агента - организовать охоту с учетом пожеланий клиента. Если нужно — заранее проверить принимающую сторону, проконтролировать, чтобы все необходимые бумаги были оформлены так, как надо, проследить, чтобы все, что было обещано, действительно состоялось. Трофеями мы принципиально не занимаемся, о чем, естественно, в самом начале клиентов информируем. Однако (в силу того, что это бизнес очень индивидуальный, «штучный») многие клиенты давно уже стали нашими друзьями и привыкли обращаться за дружеской помощью во всех связанных с охотой проблемных ситуациях. «Зависшие» трофеи - одна из них, так что ситуацию мы знаем не понаслышке. В принципе «трофейные» проблемы можно разделить на четыре основные группы (оставив в стороне качество работы таксидермиста, которое не всегда устраивает клиента).

1. Проблемы ветеринарные (погранично-карантинные).

Ввоз сырых (невыделанных) шкур из Африки с учетом ветеринарных требований всегда был и остается очень сложным. Нужно за полгода получить разрешение на ввоз, а для этого представить кучу ветеринарных бумаг, заполненных в стране проведения охоты на русском языке (!!!) с печатями и подписями страны происхождения. Форма сертификатов между различными странами не согласована, процедура оформления толком не прописана. Иными словами, если все делать в полном соответствии с законами страны происхождения и страны ввоза, то ничего ввезти нельзя по определению. Но в отдельных странах параллельно с бланком ветеринарного сертификата для Евросоюза соглашаются подписать и русский бланк, где-то по умолчанию считается, что дезинфекция и упаковка в частной таксидермии (а государственных в Африке просто нет!) соответствует нормам... И трофеи в Россию все-таки ввозятся, причем без вреда для карантинной ситуации.

2. Проблемы бумажно-разрешительные.

CITES издала общий список, регламентирующий, каких животных и их дериваты можно перевозить и при каких условиях. Но при этом в каждой стране есть свой список! Например, вывозной CITES на трофей гепарда из Намибии выдают только по предъявлению разрешения на ввоз в Россию. Но для ввоза в Россию этого трофея разрешение не нужно, поэтому к просьбе его выдать соответствующие структуры относятся с недоверием и требуют для начала предоставить все разрешения «с той стороны». В итоге начинается хождение по замкнутому кругу, помноженное на «трудности перевода», а время идет и сроки действия региональных разрешений, естественно, истекают. Причем, если в Намибии все-таки выдают пакет документов, необходимый для получения импортного российского СИТЕСа, то из Камеруна аналогичный пакет на трофей слона нам так и не удалось получить. Пришлось оформлять ввозной CITES во Франции (она была страной транзита), и только после этого было выдано разрешение на вывоз из Камеруна. Все структуры действовали без нарушения правил, но какой же сложной и долгой оказалась эта процедура!

3. Проблемы транспортные.

Некоторые чучела крупных животных в контейнерах в силу их громоздкости просто не входят во многие транспортные самолеты. Да и не все авиакомпании берут на борт трофеи: так, к примеру, три года назад SWISS AIR ни с того ни с сего вдруг взял и запретил перевозку трофеев на всех своих рейсах. Перевозчиков, желающих транспортировать их морем, тоже не густо (объема много, массы мало). Не очень понятно, как и где проводить растаможку груза, пришедшего морем (брокеры за это почти не берутся). А разрешения, выданные на срок от трех дней до полугода, имеют обыкновение заканчиваться.

Грузы из Африки всегда идут транзитом через какую-либо страну Евросоюза, где обязательно проходят ветеринарный и документальный контроль, а далее, как правило, по Европе и России везутся автотранспортом. При этом через территорию Швеции транзит трофеев запрещен, а в Дании CITES-ными считаются почти все африканские животные. Без соответствующего документа (а действие разрешения CITES, напомню, 6 месяцев) груз в очередь в карго не возьмут. Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда на территории Евросоюза действие разрешения заканчивалось. Соответственно, нужно было срочно предоставлять новое. Мы досылали такие продленные CITES’ы и в Люксембург, и во Францию, и в Германию, и в Финляндию (нам не всегда было понятно, каким попутным ветром груз занесло в тот или иной аэропорт). Правда, новый CITES на транзит африканского голубого дукера по территории Финляндии сделать так и не удалось, т. к. в ЮАР, откуда везли, и в России, куда везли, он не включен в список CITES.

В настоящее время у наших клиентов большая партия выделанных трофеев из ЮАР и Камеруна «зависла» в Германии в ожидании переделки документов. Предыдущая подобная проблема с трофеями из Танзании решалась в Финляндии 4 (!) года.

4. Проблемы таксидермические.

Если первые три описанные выше проблемы подразумевают, что все трофеи имеются в наличии и все бумаги в порядке (пусть и требуют коррекции), то четвертая имеет в основе пресловутый человеческий фактор. Именно она дает возможность одной или другой стороне предъявлять претензии.

По правилам невыделанные шкуры, черепа и рога должны быть упакованы в полиэтилен и лотом в деревянную тару. Именно так они дожидаются отправки в аэропорту. Если транспортировка происходит с задержкой, сырье может испортиться. К примеру, хорошо высушенные шкуры саванновых камерунских животных, постояв неделю в аэропорту Дуалы, где влажность всегда выше 90%, плесневеют. Трофеи в ящиках грузят не всегда деликатно - бывает, что черепа разбиваются. Тогда первое, что приходится делать охотнику в России - сразу после получения отвозить их на реставрацию.

Известны истории, когда охотники получали из таксидермии не свои трофеи, правда, перечень трофеев заявке соответствовал. Были ситуации, когда в посылке обнаруживались лишние детали (к примеру, один московский охотник, стрелявший жирафа, получил и оплечное чучело, и выделанную голову отдельно). Был случай, когда клиента банально обманули: деньги получили в полном объеме, а некоторые чучела не прислали (аутфитер Hunters Safaris, таксидермия Deon Celliers).

Многие таксидермисты начинают работу с трофеем только после получения предоплаты в размере не менее 50% от общей стоимости работ. Иногда получение этой предоплаты затягивается (идет не быстрый процесс согласования заказа и, соответственно, инвойса; клиент «забывает» своевременно перевести деньги и т. д.). К этому времени что-то из трофеев может сгнить или потеряться. Одну таксидермию ограбили, другую затопило, третья просто закрылась - и концов не найти. А у охотника на руках — ни копии протокола по охоте, ни; контракта с таксидермией. Единственный человек, на которого можно обрушить праведный гнев, - аутфитер, причем, решение — брать на себя урегулирование проблемы или нет - остается за ним.

Именно такая история, в которую вовлечены оказались многие охотники из России и других стран, приключилась с таксидермистом из ЮАР Руди Ван Некерком (Rudi Van Niekerk) и известным аутфитером Жаком Хартценбергом (Jacques Hartzenberg).

Жак Хартценберг, аутфитер (ЮАР):

43.png

- Начну с прописных истин. Трофей, добытый на охоте клиентом и оплаченный им в соответствии с условиями проведения охоты, принадлежит клиенту. На месте, как правило, проводится разделка трофея и его первичная обработка (снятие шкуры, очистка и выварка черепа, клыков), которая входит в стоимость охотничьего тура. Дальнейшее изготовление трофея - дело таксидермической мастерской. По завершении собственно охоты миссия агента или агентства, бронировавшего тур, и аутфитера выполнена: они не несут ответственность за изготовление и транспортировку трофеев клиента, если, конечно, это не обусловлено специальным договором.

Клиент сам договаривается с таксидермистом о сроках, стоимости, порядке оплаты и т. д. Конечно, аутфитер может порекомендовать (по своей инициативе или по просьбе клиента) определенную мастерскую. Но именно посоветовать - конечное решение все равно за клиентом.

Давая подобный совет, ты вправе полагать, что все будет идти штатно, ведь и с клиентом, и с таксидермистом у тебя прежде не возникало проблем. Но жизнь, как говорится, всегда богаче наших представлений о ней.

-Я много лет рекомендовал мастерскую Руди Ван Некерка — единственного таксидермиста в ЮАР, который учился в США у художника-анималиста Мика Войса, и клиенты были всегда удовлетворены его работой.

А потом у Руди начались неприятности в личной жизни. От него ушла жена, забрав сына. Потом у нее появился то ли муж, то ли бой-френд, и у Руди «поехала крыша». Встретив их на улице, он сначала вступил с этим парнем в перепалку, а потом кинулся на него с кулаками. Приехала полиция, Руди препроводили в участок... Потом был суд, Руди предъявили обвинение, посадили в тюрьму; к тому же судья запретил ему видеться с ребенком. И тут «крыша съехала» окончательно. Руди закрыл мастерскую и переехал в Гэймстоун, где вроде бы продолжил работу. Общаться с ним становилось все труднее и труднее. Сначала я дозванивался ему примерно раз в неделю, потом раз в месяц, а потом Руди просто перестал отвечать на звонки и письма.

Конечно, я был очень обеспокоен происходящим, хотя масштабов бедствия на первых порах не осознавал. Отчаявшись найти Руди, клиенты (а многих из них я считал и считаю своими друзьями) весь свой гнев обрушили на меня. С одной стороны, конечно, я мог бы сказать: «Это не мои проблемы» (свою-то работу я сделал - охоту провел), но что делать с моральной ответственностью (ведь рекомендовал Руди им я)?!

В общем, я понял, что должен вмешаться. Дабы не утомлять подробностями, скажу, что сначала мне пришлось прибегнуть к услугам адвоката, чтобы получить по решению суда разрешение на вывоз из мастерской Руди трофеев моих клиентов из России и Германии. Для этого пригнал грузовик - трофеев было очень много. То, что я увидел, меня ужаснуло: многие трофеи оставались в стадии т. н. «грубой таксидермии», часть была закончена, но смонтирована крайне небрежно, часть вроде бы ушла к судовым агентам и там «зависла». Собрав все, что можно было собрать, и проделав огромное количество бумажной работы, мы выяснили, что в наличии есть не все трофеи, которые были отданы Руди. Для того чтобы найти остальные, пришлось нанимать частного детектива. И это (как и услуги адвоката) тоже обошлось в круглую сумму.

Самой сложной проблемой оказалось отсутствие двух чучел носорогов. Сейчас в ЮАР очень остро стоит вопрос борьбы с браконьерской охотой на этих животных; и их добыча, и судьба рогов - под жестким контролем. Руди объяснял отсутствие этих трофеев тем, что их, мол, «во время наводнения смыло в реку» (он по этому поводу даже оставил заявление в полицейском участке). Но мне это объяснение не кажется убедительным, так что мы продолжаем искать пропажу. Да и полиция, насколько я знаю, ведет расследование. Вполне вероятно, что чучела обнаружатся на каком-нибудь складе. Мне не хочется думать, что Руди их продал; надо быть полным идиотом, чтобы это сделать, поскольку результатом такой сделки может быть только долгий тюремный срок.

Что же касается всех найденных трофеев, то я передал их в крупную мастерскую, которая называется «Lifeform Taxidermy», чтобы их привели в нормальное состояние (если нужно - перемонтированы «с нуля») и отправили моим клиентам. Плачу за это тоже, естественно, я. Честно говоря, вся эта ситуация стоила мне больших денег, массы потерянного времени и нервов. Но на кону - моя репутация, а она стоит дороже. И я рад, что сегодня смело могу сказать своим клиентам: «Работа идет в штатном режиме, и я надеюсь, что в самое ближайшее время вы получите, наконец, свои трофеи».

Попутно, пока мы разбирались с «делом Руди», выяснилась еще одна интересная вещь. Анализируя его переписку с клиентами и другую документацию, я обнаружил, что некоторые охотники, активно предъявлявшие мне претензии, на самом деле даже не сподобились... перевести депозит за таксидермию. На их вопрос; «А где трофеи?» я отвечаю: «А где деньги?»

Естественно, за то время, что мы занимались поисками и восстановлением трофеев, срок действия многих сопроводительных документов истек, и их тоже пришлось оформлять заново. Процедуру осложнило то, что есть значительные расхождения между формой сопроводительных документов в России и в ЮАР. Будучи в Москве, я встречался с сотрудниками посольства ЮАР. Они обещали изучить ситуацию, оказать всю возможную помощь в этой конкретной ситуации и сделать все от них зависящее, чтобы урегулировать возникающие проблемы, связанные с отправкой трофеев из ЮАР в Россию. Тем же, кто собирается на охоту в Южную Африку, могу настоятельно рекомендовать одно из двух. Если хотите делать трофеи у нас, то обращайтесь только в солидные компании (такие как «Lifeform Taxidermy» и «Crew Taxidermy»). Да, это обойдется несколько дороже, но зато вы будете гарантированы от случайностей «a la Rudi Van Neckerk». Второй путь - выделывать шкуры в ЮАР и отправлять их в Россию, а всю остальную работу проводить в российских мастерских.

Продолжение разговора о трофеях — в следующем номере «Основного инстинкта».

44.png