КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Трофей из поднебесья. Советы эскулапа. Часть 1

13.06.2011


Наступил долгожданный август, а с ним и открытие самой доступной и массовой охоты по перу. И в это же время на противоположном «полюсе доступности» стартует сезон самых элитных охот на планете - на горных копытных. С тех пор как в 1956 году Боб Хаузхолдер основал Североамериканский клуб охотников на горных баранов, вот уже полстолетия обладатели «бараньих» и «козловьих» «Больших шлемов» стоят в трофейной табели о рангах даже выше покорителей «Большой африканской пятерки». Аристократичная, как гольф, изнурительная, как марафон, и престижная, как теннис, охота на горных козлов и баранов занимает верхние строчки по шкале трудности и больше других соответствует определению «спортивная». Логично было бы предположить, что условия и требования охоты спортивной предполагают соответствующую же подготовку, сродни спортивной тренировке. Тем не менее этот вопрос, если не считать немногочисленных довольно расплывчатых рекомендаций, почти полностью обделен вниманием как в отечественной, так и в зарубежной литературе. 

71.png
Множество журнальных статей посвящено оружию для горных охот, еще больше - боеприпасам, немало - оптике на стволе и на шее и иже с ними: ходовым рюкзакам и «правильным» ботинкам, дальномерам и термобелью, горелкам и палаткам. Но почти ничего - о самом охотнике, о его организме в высокогорье. Об организме, который встретит разреженный воздух многокилометровых переходов, обжигающее солнце снежных пиков, штурм хребтов и ущелий, - и всего лишь одна попытка в финале, один выстрел без права на ошибку. Вся «матчасть», перечисленная выше, безусловно, важна. Снаряжение и экипировка лимитируют успех любой охоты, тем более горной, но трофей все же добывает не прицел, а охотник, который в первую голову ходок и только потом - стрелок.

В предлагаемой читателю статье мы не станем касаться объективных трудностей и опасностей, связанных со спецификой горного рельефа и климата. Лавины и сели, перепады температур и повышенная молниеопасность, камнепады и обильные осадки - все это и многое другое будет предметом отдельного разговора на страницах «Сафари». В этом же небольшом материале, ограниченном объемом журнальной приемлемости, мы попытаемся провести своего рода краткий экскурс в область прикладной, «высотной», физиологии, который позволит горному охотнику понимать и предвосхищать состояние своего организма на высоте, быть готовым к его ответным реакциям и адекватно их воспринимать. И, наконец, дабы минимизировать нежелательные последствия акклиматизации, которые неизбежны, словно снег на вершинах, предложим горстку практических рекомендаций для тех, кто решил как следует подготовиться к путешествию за круторогими трофеями.

Несколько слов о «горняшке»

В первую очередь хотелось бы по возможности доступным языком описать физиологические процессы, сопровождающие пребывание человека в горной местности. Наиболее известной проблемой больших высот, о которой слышали многие даже никогда не бывавшие в горах люди, была и остается горная болезнь. Впервые описанная еще в конце XVI века испанскими завоевателями Америки, «горняшка», как ее ласково величают альпинисты, по сути, представляет собой не конкретное заболевание, а комплекс симптомов, которые проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от природно-климатических условий района, уровня физической нагрузки и, конечно же, индивидуальных особенностей и подготовленности человека. Как показали многочисленные исследования, первые заметные изменения в работе систем организма при нагрузке (а охота - это по определению нагрузка), в особенности у нетренированных людей, наблюдаются уже на высотах порядка 1000-1200 и даже 800 метров над уровнем моря. Здесь нужно заметить, что критерием для проявления сдвигов в функционировании организма является не «голый» метраж, не абсолютная, а так называемая эффективная высота, обусловленная взаимным влиянием всего комплекса биоклиматических показателей, которые подробнее будут рассмотрены чуть ниже. На практике это означает, что по уровню сочетанного воздействия высотных факторов альпийское среднегорье при значениях от 1200 до 2000 метров над у.м. физиологически «переживается» человеком равноценно высокогорью Анд (3000-4000 метров) и эквивалентно высотам порядка 3500-4500 метров в Гималаях. В общем случае, как правило, чем выше в целом горная система, тем дальше вверх отодвигается граница проявления первых симптомов «горняшки». По этой причине в аргентинской Патагонии или на родине толсторога - Камчатке высоты около 1000 метров над у.м. по воздействию на организм идентичны трехкилометровой высоте в местах обитания тянь-шаньского тау-теке (горного козла) или барана Марко Поло на Памире.

Немного о причинах и механизмах развития высотной патологии. Основными экстремальными факторами горной обстановки, связанными непосредственно с абсолютной высотой места проведения охоты, являются пониженное барометрическое атмосферное давление и пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе. Нормальное атмосферное давление, составляющее на уровне моря в среднем 760 миллиметров рт.ст., по мере увеличения высоты местности начинает снижаться и на отметке, скажем, 1500 метров над у.м. (это примерно высота Домбайской поляны или Алма-Аты в районе Медео) будет уже равно 632 миллиметров рт.ст, а на 3000 метров - только 522. Однако наиболее существенным отрицательным фактором больших высот является пониженное парциальное (частичное) давление кислорода (рО2), то есть давление, оказываемое кислородом в общей смеси составляющих воздух газов. Вопреки распространенному заблуждению, процентное содержание кислорода в атмосфере неизменно и на вершине Эвереста составляет те же 20,96%, что и на равнине. А вот рО2, неумолимо снижается по мере набора высоты - со 159 миллиметров рт.ст. на уровне моря до 76 миллиметров рт.ст. на высоте 2000 метров и всего лишь 27 миллиметров рт.ст. на пике высочайшей горы планеты. Именно снижение парциального давления вызывает замедление перехода кислорода из легочных альвеол в кровь и далее из крови в клетки тканей, поскольку газообмен между ними протекает по законам физической диффузии, то есть прямо зависит от давления, производимого молекулами кислорода. Уменьшение этого диффузного давления как раз и приводит в результате к несоответствию между поступлением кислорода из крови и потребностью в нем органов и тканей. Развивается гипоксия, или, проще говоря, кислородное голодание.

Однако проблемы на этом, как говорится, не заканчиваются. Организм в борьбе за обеспечение кислородом пытается поначалу компенсировать его дефицит самым доступным способом, а именно увеличением частоты дыхания, порой до 40-60 в минуту, а соответственно и пульса. Вот здесь и кроется вторая проблема, связанная с огромной ролью, часто недооцениваемой в «мирной жизни», которую играет в человеческой физиологии углекислый газ. Несмотря на ничтожное содержание в окружающем воздухе, именно СО2; жизненно необходим для возбуждения дыхательного центра продолговатого мозга, то есть для нормального протекания процесса вдоха-выдоха, осуществляемого рефлекторно и не требующего от нас волевых усилий. Учащенное дыхание «вымывает» углекислоту из организма, приводя к состоянию так называемой гипокапнии, когда дыхательный центр возбуждается недостаточно. Как следствие, нарушаются процессы кровообращения и окисления в тканях, что в лучшем случае проявляется головокружением, а в тяжелых - завершается параличом дыхательного центра мозга. Кстати, именно гипокапния, возникающая при учащенном дыхании в состоянии истерики или панического страха, приводит порой к потере сознания. Поэтому, как ни парадоксально, зачастую при развитии горной болезни вдыхание СО2 действует более благоприятно, чем дача больному кислорода.

Чувствительность и устойчивость различных людей к повреждающим факторам горной среды, в первую очередь - снижению рО2 и недостатку СО2, варьирует в широких пределах. В разной степени могут отмечаться головная боль, головокружение и появление «мушек», тошнота, учащенное сердцебиение и одышка, звон в ушах, повышенная потливость, общая слабость, озноб, зевота, синюшность или бледность кожных покровов, потеря аппетита, возможны носовые кровотечения. Наиболее чувствительна к недостатку кислорода мозговая ткань, потребляющая его в 30 раз больше, чем мышечная (в пересчете на единицу массы). Гипокапния, вызванная недостаточностью СО2, также в первую очередь отражается на деятельности центральной нервной системы. И потому еще до появления прочих грозных симптомов кислородного голодания и прогрессирующей гипокапнии нередко наблюдается эйфория, сопровождающаяся ощущением самодовольства и собственной силы, многословием и бурной жестикуляцией, которая позже сменяется депрессией, апатией и вялостью, потерей интереса к окружающему. Все это - следствие развития так называемого охранительного торможения, упрощенно говоря, отключения «контроллеров» мозга. В подобной ситуации многократно возрастает риск принятия неадекватных, а порой и вовсе абсурдных решений. Происходит перераспределение крови в организме в сторону первоочередного снабжения главных жизненных органов - головного мозга и сердца, а как следствие - ее недополучают остальные. К тому же замедляется обмен веществ (опять-таки из-за дефицита главного топлива - кислорода), отсюда - уменьшение выделения пищеварительных соков, угнетенная моторика желудка и кишечника неохотно перерабатывает пищу, что вызывает поносы или запоры. Накопление продуктов обмена оказывает в том числе и сосудорасширяющее действие, что приводит к увеличению потерь тепла, температура тела снижается. Обильное поначалу мочеотделение может сойти почти на нет из-за нарушения фильтрационной способности почек. Ускоряет и усугубляет развитие и течение горной болезни избыточная масса тела, переохлаждение, употребление алкоголя, неполноценное питание, несоблюдение водно-солевого режима, наличие очагов хронической инфекции, например кариозного зуба. Но самыми первыми симптомами, как правило, остаются нарушения психоэмоционального состояния и учащение пульса и дыхания, упомянутые выше.

О прочих «радостях» и их причинах

Помимо кислородно-углекислотных сложностей, организму в высокогорье приходится противодействовать еще двум серьезным проблемам, каковыми являются пониженная влажность воздуха и, наоборот, повышенная солнечная радиация. Дело в том, что содержание водяного пара в атмосфере падает с увеличением высоты относительно уровня Мирового океана. На высотах около 2000 метров над у.м. оно уменьшается вдвое, а на еще больших воздух становится практически «сухим». При этом значительно возрастают потери жидкости организмом как за счет испарения с поверхности кожи, так и через легкие вследствие учащенного дыхания. Нарастающее обезвоживание влечет за собой резкое снижение работоспособности, и тут как раз поспевает «горняшка». Круг замыкается. Опять же сухость атмосферного воздуха и меньшая плотность атмосферы способствуют проникновению солнечной радиации, которая ниже хорошо поглощается водяными парами, а значит, сильно возрастает напряжение лучистой энергии солнца. Высокие дозы ультрафиолетового облучения, интенсивность которого увеличивается на 2-3% каждые 100 м подъема, приводят к угнетению иммунитета, вызывают прогрессивное старение кожи, появление кожной эритемы, а в тяжелых случаях - и рака кожи. Кроме того, при отсутствии защиты повышенная инсоляция грозит ожогами слизистой глаз, «снежной слепотой», кератитом (воспалением роговицы) и может провоцировать появление катаракты.

Вернуться живым

Теперь попробуем, обобщив сказанное, сформулировать ряд конкретных советов, которые, надеюсь, помогут горному охотнику как можно больше времени и внимания уделять главной цели своей экспедиции и свести к минимуму неизбежное зло акклиматизации.

1. Горы не терпят спешки. Во всех смыслах. Крайне нежелательно «наскоком» подниматься сразу на высоту проведения охоты с использованием технических средств. Джип в этой смысле гораздо лучше вертолета или канатной дороги, но гораздо хуже лошади. Оптимальным было бы набирать в день не более 500 м высоты. Справедливо, конечно, что в охотничьем туре каждый день в прямом смысле дорог, но, во-первых, здоровье дороже в любом случае, а во-вторых, вы же хотите в конце концов добыть своего рекордного марко поло, а не отлеживаться подолгу на стоянках, предоставив проводнику удовольствие тащить ваш рюкзак и карабин. Отек легких - нередкая расплата за «быструю заброску» нетренированных людей на большие высоты и последовавшие за этим большие нагрузки.

2. Все заболевания в горах развиваются намного быстрее, чем на равнине. Как невесело шутят альпинисты, утром - насморк, в обед - ангина, к ужину, глядишь, помер. Поэтому прохождение не формального, а настоящего медицинского осмотра перед поездкой и совет грамотного врача критически необходимы. Особенно осторожным следует быть охотникам, имеющим отклонения в работе сердечнососудистой и дыхательной систем, и обладателям избыточной массы. Гораздо лучше перенести охоту до лучших времен, чем остаться в горах навсегда.

Даже тем, кто не имеет сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, стоит внимательно следить за своим пульсом и по возможности контролировать артериальное давление в процессе тяжелых переходов. Все-таки охота в горах - это суперэкстремальное приключение даже для молодого и здорового охотника. Современные модели портативных тонометров эквивалентны по весу нескольким нарезным патронам, но зато способны порой оградить владельца от самых серьезных неприятностей. В любом случае внезапное уменьшение частоты пульса и соответствующее падение артериального давления, особенно при тяжелых переходах и подъемах, свидетельствуют о срыве механизмов адаптации, развитии декомпенсации и требуют немедленного спуска на меньшую высоту. Загасив на время охотничий азарт и опустившись ниже, в большинстве случаев можно довольно успешно восстановиться (как правило, состояние при этом улучшается достаточно быстро). Другими симптомами, которые требуют описанного реагирования, будут сильное замерзание конечностей, появление сонливости и желания прилечь, а также нарушение координации и мерцание в глазах.

3. Не стоит забывать об альпинистской формуле акклиматизации «3-7-21». Согласно ей, именно третий день пребывания на высоте является критическим. Было бы физиологически правильным, особенно если охотник впервые попадает в высокогорье, не планировать больших переходов и самой охоты на этот кризисный день адаптации к высоте, а провести его в базовом лагере, возможно, с небольшой рекогносцировочной вылазкой. Согласно этой же формуле, на седьмой день фаза первичной акклиматизации заканчивается, и, наверное, в идеале главная охота должна была бы проводиться не раньше. Цифра 21 вряд ли будет иметь значение для большинства охотников, но скажу, что к 21-му дню завершается фаза полной акклиматизации.

4. Посоветовавшись с врачом, перед поездкой в горы можно провести фармакологическую подготовку, которая поможет организму эффективнее справиться с предстоящим экстримом. Данные рекомендации базируются на многолетних исследованиях и неоднократно были опробованы участниками альпинистских экспедиций и высококлассными спортсменами. Для уменьшения симптомов физического и психического перенапряжения можно порекомендовать прием глютаминовой или янтарной кислоты по 0,5 г трижды в день, начав его за три недели до поездки. С целью оптимизации работы сердечно-сосудистой системы в комплексе с ними за две недели ввести прием рибоксина по 0,2 г три раза в день или милдроната по две капсулы дважды в день. За 10-12 дней до «старта» стоит начать принимать препараты железа в профилактических дозах и поливитаминные комплексы; прием последних не нужно прекращать и в горах, поскольку суточная потребность в витаминах и минералах там возрастает в полтора-два раза. Дополнительно к поливитаминным комплексам во время охоты показан прием витаминов Е и С по 200 мг и 1 г в сутки соответственно. Для профилактики горной болезни можно использовать диакарб по две таблетки (500 мг) в день, начав прием за два дня до начала подъема на высоту, и продолжая в первые два дня в горах. Непосредственно в процессе охоты для устранения симптомов легкой формы горной болезни весьма эффективен прием смеси сиротинина: по 0,5 г лимонной и аскорбиновой кислоты и 5 г глюкозы следует растворить в стакане воды и одномоментно выпить.

5. Необходимо увеличить потребление жидкости, даже если пить не хочется, а потому не нужно дожидаться появления чувства жажды. Минимально четыре литра воды в день предохранят организм от обезвоживания и выведут недоокисленные продукты обмена веществ. Пить лучше дробными дозами - по стакану через полчаса. Не стоит забывать, что талая вода горных потоков обеднена необходимыми организму солями, которых и без того теряется немало, поэтому в воду и чай следует добавлять лимон, ягодные экстракты или аскорбиновую кислоту. Кроме того, учитывая важнейшую роль ионов натрия, крайне необходимо увеличить потребление поваренной (лучше йодированной) соли до 15-20 г в сутки. Для удобства питья на ходу хорошо бы, конечно, пользоваться питьевой системой.

6. Алкоголь совершенно неприемлем там, где организм ведет борьбу за кислород. Кроме того, в горах, как правило, нет тротуаров и совсем плохо с перилами, а это наталкивает на определенные выводы.

7. Поскольку процессы пищеварения замедляются, общий объем еды желательно уменьшить, но увеличить долю высококалорийных продуктов, не забывая об орехах, семечках, сухофруктах и меде. Очень желательно включение в рацион кисломолочных продуктов, смягчающих акклиматизацию, поэтому не стоит отказываться от презентов горных чабанов. А вот количество жиров, требующих для усвоения много кислорода, лучше уменьшить. Лук и чеснок обязательны. Легкоусвояемые углеводы - сахар и шоколад лучше есть небольшими порциями в течение всего дня. Употребление сахара не только отодвигает наступление усталости, но и положительно влияет на нарушенный в высокогорье белковый и жировой обмен. Самый простой и дешевый способ восполнения нарастающего дефицита внутриклеточного калия, который грозит судорогами и нарушениями сердечной деятельности, - обычная печеная картошка, употребляемая вместе с кожурой. Как показывает опыт, переход на одни консервы ускоряет появление горной болезни, а разнообразное и качественное питание служит своеобразным лекарством против нее. Помните, что из числа неудачников, принесших свои жизни в жертву Эвересту, до 40% приходится на тех, кто достиг вершины, но, будучи истощенным, не смог завершить спуск.

8. Сон в лагере должен быть полноценным по условиям и продолжительности. Голову при этом желательно приподнимать чуть выше обычного. При бессоннице, вызванной перевозбуждением или действием «горняшки», можно порекомендовать ландышево-валериановые капли (только на ночь!) по 20-30 капель на прием.

9. «Реактивное» горное солнце не прощает легкомысленного к себе отношения. Не забыть взять с собой: солнцезащитный крем с фактором солнцезащиты (SPF) не менее 40-50 для лица и рук, специальную «горную» солнцезащитную помаду или бальзам для губ с таким же SPF, очки (лучше поляризационные) с маркировкой «UV 400»; на случай солнечных ожогов - пантенол или бепантен (спрей, мазь или гель), еще лучше - солкосерил в форме геля или мази (он к тому же отлично заживляет потертости и ранки).

10. Всегда следует помнить о риске ушибов и растяжений, в первую очередь связок голеностопа, поэтому эластичный бинт в рюкзаке охотника никогда не будет лишним.

Продолжение следует.

От редакции: обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом о своей подготовке к поездке в горы.