КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Примешь ты смерть от "коня" своего

18.02.2009

 

      Причин, по которым есть смысл рассказать об этом паразите и вызываемом им заболевании, две. Во-первых, заболевание часто заканчивается летальным исходом, то есть смертью больного. А во-вторых, в настоящее время во многих регионах России медведи практически поголов­но больны трихинеллезом. Почему речь идет о «настоящем времени»? Дело в том, что мы наблюдаем некую эволюцию заболевания, но не в плане его клиники или биологических особенностей пара­зита, а в плане прогрессирующего роста ареала, то есть распространения трихи­нелл по территории страны.

      Сравнительно недавно, лет 50-60 назад, проблема трихинеллеза остро не стояла. Мало кто из врачей-инфекционистов был знаком с ней на практике. И это, кстати, послужило в свое время причиной того, что забо­левание среди охотников в некоторых регионах не было своевременно диа­гностировано. Но уже к концу прошлого века трихинеллы стали обнаруживать­ся в мясе медведей Дальнего Востока, Сибири и Европейского Севера, включая Карелию, с угрожающей регулярностью. Распространение заболевания среди медведей стало носить эпизоотический характер, то есть что-то вроде эпидемии у людей.

      Нужно сказать, что в окружении чело­века всегда есть природные очаги этой инвазии - лошади, свиньи, собаки, кошки, домовые грызуны зачастую явля­ются переносчиками такого рода (синан-тропного) трихинеллеза. Природные же очаги поддерживаются всеядными и хищниками, пожирающими зараженные трупы животных. Так что не одни бурые медведи представляют реальную угрозу здоровью охотника, но и белые, а также моржи, кабаны, барсуки, енотовидные собаки, шакалы, лисы и другие (всего более ста видов млекопитающих).

      Добавлю еще, что не только в России обострилась в последние годы ситуация с трихинеллезом, но и в Европе (Испания, Италия, Франция), а также в Африке.

31.jpg
      Всего лишь маленькие червячки

      Что представляют собой сами трихи­неллы? Это круглые черви, или нема­тоды. На сегодняшний день описано восемь видов трихинелл, пять из которых образуют на стадии личинки известко­вую капсулу, а три не образуют, но при этом являются смертельно опасными для человека. Trichinella spiralis - самый распространенный вид этого семей­ства; личинки Trichinella pseudospiralis не образуют капсулу, но распространен этот паразит не меньше и так же опасен; Trichinella nativa «заменяет» двух первых на Севере, в полярных регионах; забо­левания, вызванные Trichinella britovi, неоднократно возникали в Испании при употреблении в пищу мяса дикого кабана; Trichinella nelsoni обитает в мыш­цах диких животных в Экваториальной Африке; Trichinella murelli не имеет широкого распространения, a Trichinella papuae и Trichinella zimbabwenis (это еще два вида, не образующих капсул) были выделены южнее экватора из мышц реп­тилий (черепах, крокодилов и других) и могут вызвать заболевание у любителей экзотических блюд.

      Трихинеллы - одни из самых мел­ких червей. При рождении они палоч­ковидные, длиной 0,1 мм. Ко времени образования капсулы (то есть при попа­дании в поперечно-полосатые мышцы) они достигают длины 1 мм. Взрослые формы могут достигать 4 мм. Похожие на лимоны капсулы, образующиеся в поперечно-полосатых мышцах, имеют в длину 0,3-0,6 мм.

      Заболевание человека и животных происходит при употреблении в пищу сырого или недостаточно обработанно­го зараженного мяса (замороженного, соленого, копченого, плохо проваренно­го или прожаренного).

      Их жизненный цикл в теле промежу­точного (или окончательного в случае заражения человека) хозяина начинается с растворения капсулы под действием пищеварительных соков и ферментов желудка. Высвободившиеся уже в кишеч­нике личинки в течение часа активно внедряются в слизистую. За последую­щие 30-40 часов они становятся поло­возрелыми, самцы оплодотворяют самок и погибают, а оплодотворенные самки на 4-7-е сутки после заражения отрождают живых личинок. Этот процесс длится от 10 дней до месяца, и в результате него каж­дая самка способна произвести до 2000 личинок. Последние током крови заносятся в разные части человеческого организма, но развитие паразита возможно только в поперечно-полосатых мышцах. На третьей неделе после заражения личинки становят­ся инвазионными и приобретают спирале­видную форму. К началу второго месяца вокруг них в мышцах образуется фиброзная капсула из соединительных тканей, кото­рая через полгода обызвествляется (или не обызвествляется у трех упомянутых выше видов).

      Собственно болезненным и порой пато­генным оказывается период размножения и активного распространения личинок по организму хозяина, поскольку сопрово­ждается выделением червями продуктов обмена. Эти самые продукты обмена для человека токсичны и алергогенны, то есть отравляют организм и вызывают аллергию.

      Понятно, что чем больше капсул было в зараженном мясе, тем больше будет личи­нок и сильнее отравление. И чем крепче организм человека, тем больше вероят­ность излечения.

      Инкубационный период (то время, в течение которого человек не чувствует результатов отравления) при трихинеллезе составляет обычно две-три недели, но при благоприятных для червей условиях может быть и короче - одна неделя. А в случае незначительной зараженности мяса (при варке, жарении или печении средней про­должительности часть инкапсулированных в мясе червей погибает) ощутить первые сим­птомы болезни можно и по прошествии двух месяцев. Зависит клиника и от вида трихи­нелл. Разумеется, чем быстрее проявились симптомы, тем тяжелее будет заболевание и велика вероятность летального исхода.

       Каковы же симптомы, о которых идет речь? При заражении Т. nativa (на Севере) у некоторых проявляются обычные признаки отравления - тошнота, рвота, понос, боли в животе. Но это не типично для большинства больных. Обычными проявлениями болез­ни являются отек лица, особенно вокруг глаз, сопровождающийся конъюнктивитом, лихорадка с высокой - до 40°С и выше температурой, а также боли в мышцах и миастения (быстрая утомляемость мышц, которые активно снабжаются кровью, -конечностей, межреберных, диафрагмы, шейных, жевательных, языка, глазодвига­тельных).

      Как уже сказано выше, многое в течение болезни зависит от того, кто и насколько сильно был заражен. Для этого заболевания известны бессимптомные формы, то есть человек становится носителем капсул без клинических проявлений. Известна также абортивная форма - когда симптомы про­должаются не больше двух дней. Но чаще всего врачи имеют дело с трихинеллезными больными с легким, средним или тяжелым течением болезни. В первом случае темпе­ратура держится на уровне 38"С в течение недели, наблюдается отек век и слабые боли в мышцах конечностей. Инкубационный период трихинеллеза средней тяжести про­должается 2-3 недели, начало заболева­ния носит острый характер с лихорадкой и температурой 39°С в течение одной-двух недель, отеком всего лица и выраженными болями в мышцах. Для тяжелой формы характерен короткий - менее двух недель - инкубационный период, длительная лихо­радка с высокой температурой и быстрое развитие генерализованных отеков. Боли в мышцах сопровождаются контрактурами (судорогами). Такие больные полностью обездвижены, у них наблюдается заметное снижение артериального давления, разви­вается сердечная недостаточность. Во время острой стадии может развиваться отек лег­ких, язвенные поражения в кишечнике, поражения центральной нервной системы, и между 4 и 8-й неделями болезни зара­женный умирает.

      Нужно ли обращаться к врачу при появле­нии первых симптомов болезни после упо­требления в пищу мяса медведя или других (вышеперечисленных) животных? В отличие от общераспространенного мнения по пово­ду того, что от трихинеллеза нет спасения, клиническая практика показывает, что своев­ременное лечение даже больных в тяжелой форме в большом проценте случаев заканчи­вается выздоровлением. Любое самолечение при трихинеллезе исключается.

      Выздоровевший человек еще десятки лет будет носить в своих мышцах капсулы трихинелл, поскольку в настоящее время нет препаратов, которые могли бы с ними справиться. Но выздоровление не будет означать, что ему теперь нипочем никакой трихинеллез. В отличие от инфекций - бак­терий и вирусов, на антигены которых, как правило, организм человека вырабатывает специфические антитела, то есть появляется устойчивый иммунитет, инвазии, вызван­ные червями, простейшими и т.д., не иммуногенны. То есть переболевший трихинел­лезом может с таким же точно успехом заразиться снова.

      Ну, и что теперь?

      Чтобы не испытывать судьбу, обязательно после отстрела медведя (и других животных там, где были случаи заражения трихинеллезом от их мяса) нужно провести анализ его мяса в ветеринарной лаборатории на предмет зараженности трихинеллами. Самостоятельно сделать это невоз­можно, так как у переболевших в свое время животных трихинеллы давно инкапсулированы, капсулы микроскопически малы и скры­ты в поперечно-полосатых мышцах. В ветлаборатории проводят анализ мышечных тканей тех органов, где высока вероятность обнаружения капсул - в мышцах диафрагмы, языка, конечностей. Для этого делается тонкий срез, окрашивается йодом и изучается с помощью микроскопа с увеличением не менее 25х (обычно используется специальный микроскоп - трихинеллоскоп).

      Миф о том, что знатоки могут определить зараженность мяса на ощупь, мифом и является.

      Известны, однако, случаи, когда охотники были вынуждены питаться мясом добытого медведя в течение продолжительного времени, не имея никакой связи с цивилизацией. Возможно ли употребление в пищу зараженного мяса после специальной обработки? Хотя и нежелательно, но возможно. Логика такой обработки проста - сначала нужно вызвать к активной жизни инкапсулированных червей, а потом их уничтожить в процессе варки. Для этого следует как можно мельче порезать мясо -кубиками со стороной не больше 2 см. Как известно, известь растворяется кислотами, поэтому, если есть такая возможность, в течение дня мясо нужно выдержать в растворе уксуса или лимонной кислоты. К активной жизни черви пробуждаются и при тепловой обработке. Для чего кусочки мяса варят, доводя до кипения, в течение 10-15 минут, после чего дают вареву полно­стью остыть, снова кипятят и снова остужают Чем больше таких повторов (три-пять), тем лучше. И, наконец, все живое гибнет при денатурации белков, даже если оно защищено известковой капсулой. То есть кусочки мяса необходимо долго вываривать (4-6 часов) в условиях кипячения.

      Заканчивая статью, хочу еще раз обратить внимание охотников на то, что в ряде регионов России животные буквально поголовно больны трихинеллезом, и употребление в пищу непроверенного мяса может быть смертельно опасным. Хотелось бы упредить читателей журнала и от продажи/покупки непроверенного мяса. Известны, увы, даже такие случаи, когда под видом лосятины или кабанятины безответственные охотники продавали знако­мым и незнакомым непроверенное медвежье мясо. Другими словами, если мясо добыто не вами, а приобретено у охотни­ков, не поленитесь провести его проверку в ветлаборатории. Возможно, вы спасете не только свою жизнь, но и тех, кто вам это мясо продал, и тех, кому они уже успели продать. Особенно острожным нужно быть с покупкой мяса у малознакомых или незнакомых охотников.

      В заключение хотелось бы сказать, что не только трихинеллы могут вызвать заболевание у тех, кто употребляет в пищу мясо диких животных, но и еще целый ряд различных червей. Тем охотникам, кто печется с своем здоровье, я порекомендовал бы иметь в своей библиотеке изданную в Москве пару лет назад брошюрку докторов медицинских наук Александра Марковича Бронштейна и Николая Александровича Малышева под названием «Гельминтозы человека: краткий справочник для врачей». Это книжка карманного варианта написана доступным языком и довольно полно описывает разного рода гельминтозные инвазии.

Журнал "Сафари" №2(55)2009