Вне конкурса, вне конкуренции...
Текст: Сергей Александрович | Фото: Владимир Киселев
В московской шоу-руме Holland&Holland - «прибавление семейства»: на продажу выставлен штуцер The Royal 600-го калибра. Это ружье стоит того, чтобы на него даже просто посмотреть...
...Тем более что купить его по карману, мягко скажем, не каждому: просят за него порядка 10 миллионов рублей.
Мне неоднократно доводилось слышать тезис об ужасной переоцененности голланд-голландовской продукции. Утверждение сколь верное, столь и бессмысленное. Верное, если рассматривать ее с сугубо утилитарной точки зрения в сравнении с другим, и не важно чем - гладкими «горизонталками» и «вертикалками», штуцерами, болтовыми карабинами. Различия по всем полезным показателям будут в разы меньше, чем в цене. Занятие это бессмысленное, потому что никому не приходит в голову сравнивать, скажем, приемистость, расход топлива, работу подвески или иные потребительские качества «Роллс-Ройса» даже с автомобилями, относящимися к классу «премиум». Понимаю, что сравнение «Голланда-Голланда» с «Роллс-Ройсом» оригинальностью не блещет. Но куда от него деться. Никакие автомобильные издания не включают «Роллс-Ройс» ни в какие сравнительные тесты, не рассматривают его в качестве альтернативы чему-либо. Не потому что «Роллс-Ройс» - лучший: мы говорим о сегменте, где высочайшее качество само собой подразумевается. Просто он стоит особняком.
Далеко не все из тех, кто может позволить себе стать обладателем «Роллс-Ройса», стремятся к этому. Но те, кто это делает, платят не за набор опций, а за возможность прикоснуться к легенде.
Все сказанное выше на сто процентов относится к оружию Holland&Holland. Как известно, владелец лондонской табачной лавки Гаррис Голланд, основавший в 30-х годах позапрошлого столетия оружейную компанию, являлся, выражаясь современным языком, страстным стендовиком (роль машинки с керамическими тарелочками исполнял тогда садок с голубями). Соответственно, первые ружья, которые он начал делать, были гладкоствольными. И сегодня голландовские гладкостволки — и классические горизонталки, и спортивные с вертикальным расположением стволов, пользуются заслуженной популярностью и составляют почти половину объема производства.
И все же главную славу компании принесли нарезные штуцера. Начало их выпуска накрепко увязано в истории компании с приходом в нее в качестве партнера племянника Гарриса Генри Голланда (тогда, собственно, и название «Голланд» стал двойным, и оно обрело привычный нам сегодня вид). Случилось это в 1867 году, а 16 лет спустя настал звездный час Генри Голланда: в престижном соревновании штуцеров, проведенном журналом «The Field», штуцера Holland&Holland были признаны самыми меткими и надежными во всех 10 испытывавшихся калибрах.
Тогда среди них был даже .295 — на белку. И сегодня в ассортименте у Holland&Holland есть практически любые калибры. Но, перефразируя Маяковского, мы говорим штуцер Holland&Holland - подразумеваем оружие для охоты на крупного зверя. В конце XIX века, когда пересечение океана стало занятием хоть еще не быстрым, но все же достаточно предсказуемым, стремительно стали набирать популярность охотничьи сафари - и в Индии, где несли службу десятки тысяч английских военных и чиновников, и в Африке. И значительная часть охотников везла с собой «голланды».
Кстати, отмечающий в этом году свое столетие, но по-прежнему остающийся самым популярным «африканским» калибром 375 Н&Н Magnum - это тоже патент Гарри Голланда. Легендарный патрон (изначально он назывался .375 Belted Rimless Magnum - поясковый беззакраинный) был разработан в 1912 году. Именно с его появлением термин «Magnum» приобретает мировую известность, а фирма Holland&Holland становится родоначальницей нового типа боеприпасов.
В настоящее время патрон выпускается практически всеми крупными производителями боеприпасов весом от 200 до 300 гран.
375 Н&Н Magnum - младший в линейке калибров, предназначенных для охоты на опасных африканских животных. В голландовском ассортименте - весь набор крупных калибров, включая .700 Nitro Express.
Что касается «шестисотого», появившегося в московском шоу-руме, то он, конечно, в большей степени предназначен для коллекции, чем для эксплуатации в условиях африканского буша. Свыше тысячи часов ушло лишь на работу гравера, создавшего подлинное произведение искусства.
На вкус и цвет, как известно, товарищей нет, и заказчик штучного оружия вправе руководствоваться собственными представлениями о прекрасном, но лично мне дизайн «шестисотого» представляется близким к идеалу. В нем удивительное сочетание роскоши и простоты. Очень дорого, но никакой «хохломы»... Разумеется, орех, из которого изготовлена ложа, самой высшей категории. Голландовский «конек»: древесина берется только с участка между корневищем и началом ствола, что обеспечивает максимальную прочность.
Слова про то, что штуцер этот для коллекции, а не для охо¬ты, означают лишь, что его жалко тащить в буш. Всеми же необходимыми «боевыми свойствами» он в полной мере обладает.

Во время Первой мировой войны англичане применяли винтовки под .600 Nitro Express для поражения целей за бронещитами. Правда, весит штуцер под этот патрон больше 7 кг, а отдача, если не до конца вложиться, вполне способна сломать ключицу. И все же есть охотники, которые предпочитают «легким» ружьям под патроны .458 Win Mag или .470 тяжелые «шестисотки».
С середины 70-х годов прошлого века выпуск «шестисотых» был прекращен: нашелся американский клиент, который заплатил очень большие деньги за то, что заказанный им штуцер в этом калибре будет — по крайней мере, при его жизни - последним. Как известно, нет худа без добра. Прошло полтора десятка лет, и другой (тоже американский) поклонник Holland&Holland, которому отказались делать «шестисо¬тый», заказал компании Bell Basic Brass еще более мощный боеприпас - .700 Nitro Express. Патрон этот имеет беспоясковую гильзу цилиндрической формы с закраиной, пороховой заряд в 11,5 г, оболочечную пулю массой 64,8 г и диаметром 17,78 мм с начальной скоростью и энергией, вполне достаточными для того, чтобы опрокинуть бегущего слона даже при попадании по неубойному месту.
Под него Holland&Holland в 1989 году создал новый штуцер весом 8,150 кг. И он прошел боевое крещение: на первом же сафари из «семисотого» три слона были уложены тремя подряд сделанными выстрелами. А потом возродился и «шестисотый...»
