КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

Merkel - миг между прошлым и будущим

25.04.2012


71.png
В последние месяцы «Основной инстинкт» посвятил целую серию публикаций главной инновации «Меркеля» - карабину RX.Helix. «Хеликс» того, безусловно, стоит, однако из-за «карабина XXI века» ушла в тень меркелевская классика. Визит нашего корреспондента на завод в Зуле был призван восполнить этот совершенно незаслуженный пробел.

Зуль в Германии - своеобразный аналог итальянской Брешии. На небольшой глубине, доступной даже средневековым горнодобывающим возможностям, залегала железная руда, Тюрингский лес обеспечивал топливом металлургические печи... Оружейное производство просто обязано было здесь появиться. И оно появилось на рубеже XVI века - примерно в то же время, когда в Брешии начал ковать свои пищали Пьетро Беретта.

А два столетия спустя едва ли не в каждом зульском доме творил оружейных дел мастер. Говорят, так было чуть ли не до Второй мировой...

Многочисленные Меркели были потомственными оружейниками, но, до поры до времени, наемными: собственную компанию они основали лишь осенью 1898 г., изрядно поотстав от конкурентов. Первый вошедший в историю Зауэр открыл свою мануфактуру в Зуле полутора столетием раньше, Пауль Маузер в тот год, когда братья Меркель начинали собственное дело, уже запатентовал свой знаменитый затвор. Впрочем, Меркели стали быстро сокращать дистанцию.

Все оружейники (понятное дело!) зарабатывали, главным образом, военными заказами. Меркели изначально сделали ставку на гражданское, «изысканное» оружие, лишь во время войн, когда приказы не обсуждаются, а выполняются, включились в общий процесс. И то на уровне комплектующих: собственных армейских разработок у компании не было.

А вот склонность к инновациям была. Сегодня мало кто помнит, что, скажем, двустволка с вертикальным расположением стволов - по-немецки Bockflinte - была придумана всего сто лет назад, причем именно здесь: термин bock зарегистрирован компанией «Меркель» в качестве товарной марки.

«Вертикалка» модели 303 выпускается с 1924 г. Разумеется, с некоторыми техническими изменениями, но основа все та же. Вообще гладкие ружья были «коньком» компании на протяжении всей ее истории - и в довоенное время, и в «гэдээровское». «Меркель», кстати, единственное из знаменитых зульских предприятий, не разрушенное, не перекочевавшее на Запад, пока была такая возможность и стена намертво не разгородила две Германии. Статья в охотничьем журнале — не лучшее место для обсуждения достоинств и недостатков существования оружейного производства в ГДР. Отметим лишь, что 45 титулов на мировых и европейских стрелковых соревнованиях спортсмены из соцстран с «меркелями» выиграли. Вообще в те годы «Меркель» был своеобразной «визитной карточкой» технологических достижений социалистического лагеря. Зульское оружие дарили американскому президенту Эйзенхауэру и, естественно, его советскому коллеге Никите Хрущеву, «меркели» были в оружейных коллекциях Мао Цзэдуна, Насера, Франца-Иосифа Штрауса, маршала Тито. Но в 1989 г. ГДР свое существование закончила, и для «Меркеля» настали смутные времена: болезненно происходила смена форм собственности, был технологический застой (почти по Ильфу и Петрову — «немого кино уже нет, а звукового - еще нет»), терялся рынок. Даже население Зуля сократилось чуть не на четверть.

Новая эпоха для компании началась, когда ее купил амбициозный шейх из Абу-Даби. Первое, что я увидел, войдя на завод, была группа юных экскурсантов из Эмиратов. Это было весьма символично: очевидно, что для главною акционера «Меркель» - не просто имущество с престижным брендом, но и определенная ступень в национальное будущее.

Завод в Зуле - довольно необычное сочетание современного высокотехнологичного производства и ремесленной мастерской. Любопытно наблюдать за тем, как собранный и юстированный по старинке, вручную, при помощи щипцов, припоя, медной проволоки и огня ствольный блок затем проходит обработку на станке с программно-числовым управлением. Кстати, уникальная для своего времени технология, придуманная еще основателем компании Гебхардом Меркелем, заключалась в том, что стволы соединяются при помощи комбинации жесткой и мягкой пайки. Первая гарантирует твердость в тех местах, где работают запирающие элементы, вторая, благодаря эластичности, обеспечивает компенсацию тепловых растяжений во время стрельбы. Как говорят мастера, «ствол дышит».

Сами же нарезные стволы на «Меркеле» делаются методом холодной ковки из заготовок из сплава стали с хромом и ванадием либо молибденом.

Внутрь заготовки вводится калибровочный стержень с нанесенным профилем нарезов. Четыре валика станка холодной ковки наносят по заготовке удары с силой порядка 125 тонн каждый. Для дальнейшей обработки ствола применяются четыре технологических процесса - глубокой сверловки, притирки, шлифовки и отжига. Этот подход заимствован в моторостроении, где он применяется для обработки рабочих поверхностей цилиндров. Допуски по диаметру калибра составляют менее 15 тысячных долей миллиметра.

Кстати, для «Меркеля» производство стволов, помимо комплектования собственного оружия, является еще и самостоятельным (и неплохим!) бизнесом - их покупают многие европейские оружейные компании.

Сочетание вчерашнего дня с завтрашним особенно ярко проявляется в выпускаемом «Меркелем» ассортименте оружия. Не возьмусь утверждать, что такого больше нигде нет, но я точно ничего похожего не встречал. Судите сами: в «джентльменском» наборе имеются гладкоствольные бокфлинты и «горизонталки», причем первые - и серийной, и ручной сборки, а вторые - как шикарные, на боковых досках и с болтом Гринера, так и чуть проще, с замком Энсона-Дилея. И те и другие — и в 12-ом, и во все более популярном в Европе 20-м калибрах. Широко представлены «комбинашки» — 20-й гладкий и один из т. н. «европейских» нарезных калибров (и они имеются как с вертикальным, так и с горизонтальным расположением стволов). То же касается и «штуцеров» — двуствольных нарезных ружей. «Вертикалки», «горизонталки», относительно «бюджетные» и роскошные, с богатой гравировкой и боковыми досками, предназначенные для загонных европейских охот, и африканские «слонобои» со сменным блоком гладких стволов.

Далее следует полная гамма тройников: два гладких ствола плюс нарезной, два нарезных плюс гладкий, «горный» (с гладким и двумя разными нарезными калибрами ), три гладких, три нарезных... Несколько моделей одноствольных переломок. И, наконец, магазинные карабины: популярный «полуавтомат» SR-1, болтовой KR-1, ну и, разумеется, столь полюбившийся нашему изданию «карабин XXI века» - RX Helix с прямоскользящим затвором. И все это в широкой гамме калибров, с выбором (правда, не для всех моделей) из 11 классов ореха, с разной - и стандартной, и индивидуальной - гравировкой. Что-то делается в год в одном-двух экземплярах, что-то в десятках, что-то - в тысячах. Но независимо от этого - с одинаково придирчивой пристрелкой в заводском тире и контролем качества.

Я не инженер, не производственник, и оценивать качество станочного парка и инструментария мастеров-штучников не возьмусь. Но если говорить об общих впечатлениях — от чистоты рабочих мест, от эргономики склада комплектующих, от того, что каждый работник четко понимает свои задачи и функции - то они самые что ни на есть благоприятные. Продукция «Меркеля» сегодня поставляется в 40 с лишним стран. Российский рынок - один из самых важных. Своего покупателя находит почти вся гамма: и тройники, и штуцера, и полуавтоматы, и гладкис ружья, и, конечно, болтовые карабины.

Мир, как известно, соткан из противоречий: в компании «гэдээровский» период считают не самым лучшим в истории. Но именно в то время «Меркель» стал если и не единственной, то уж точно самой известной в СССР оружейной «иномаркой» и полюбился отечественным охотникам. А как гласит старинная немецкая поговорка: «Старая любовь не ржавеет».

72.png