КАТЕГОРИИ
ФИЛЬТРЫ
0
Корзина пуста

С чего начинались стальные

12.07.2012



В этом номере журнала охотник и конструктор Айвар Дундурс, основатель фирмы D Dupleks из Риги, продолжает рассказ о том, как шла разработка охотничьих пуль для гладкого ствола. Напомним, что первая партия таких пуль была поставлена в магазины Группы компаний «Охотник» в 2011 году.

С чего все начиналось? Наверное, с желания попасть в цель «как можно точнее» из самого обычного ружья на расстояние «как можно дальше». Для этого мне пришлось создать свою систему исследований и анализа данных. Многочисленные отстрелы всех доступных гладкоствольных пуль привели к выводу, что более точные результаты показывают пули, изготовленные не из свинца, а из более твердого материала, т. е. точеные из латуни или меди. Отстрелы патронов, снаряженных точеными пулями в контейнерах из-под дроби, выявили проблему - пластик контейнера, проходя через чоки, сильно деформировался или даже разрушался, что приводило к значительным отклонениям пули от цели.

Залив пластмассу на металл, удалось поймать двух зайцев сразу - пуля прекрасно центрировалась и надежно выводилась через ствол. К тому же отлитый горячим методом удлиненный хвост работал как пыж-обтюратор и как дополнительный стабилизатор в полете. Такая пуля стала практически неопрокидываемой. Улучшения и оптимизация размеров проточек, геометрии самого тела и напрессованных частей пластика проводилась годами. В результате за 10 лет произведенные D Dupleks продукты ни разу не создали проблемы для каналов стволов. Первые отстрелянные пули имели очень хорошие показатели точности. На расстоянии 50 м результаты отстрела дали кучность 3-5 см (это вместо 10-15). Появились проблемы с отстрелами: точность патрона была выше точности открытого прицела ружья. Пришлось разрабатывать систему отстрела проектируемых патронов. Было оборудовано место для тестов на точность, где стрельба велась из положения сидя с упором ложи в плечо. Защита от побочных факторов - солнца, ветра, дождя и снега - само собой, была решена. Довольно большую проблему создавали оптические прицелы. Первые попавшиеся под руку имели большой параллакс и оказались неустойчивыми к многократному ударному импульсу отдачи. Из каждой новой партии отстреливалось не менее 5-10 патронов. 

При интенсивной стрельбе некоторые прицелы выдерживали несколько тысяч выстрелов, другие-сотни, а большинство выходило из строя гораздо раньше. За 29 лет гора тестовых мишеней «на точность» превысила 1,5 м, а вышедших из строя оптических и голографических коллиматорных прицелов накопилось свыше 20. На удивление крепкими были гэдээровские Zeiss Jena, но в целом более живучими оказались дорогие, произведенные в Западной Германии и Австрии.

Проблемы точной стрельбы из гладкоствола оказались значительно объемнее, нежели представлялось вначале. Это стало понятно много позже, когда мы расширили ассортимент патронов, уже производимых фирмой D Dupleks.

«Монолит 28» разрабатывался как охотничий патрон с массой 28,4 г и V0 = 445 м/с, Е0 =2810 J. Но спортсмены пожелали иметь эту пулю в спортивном исполнении V0 = 330 м/с. Патрон прекрасно работал по «бегущему кабану» на расстоянии 35 м. Если целился в клык мишени, при ее скорости 4 м/с попадание шло прямо в «десятку». Отдача комфортная, а точность на этой дистанции - пуля в пулю.

Третья версия патрона «Монолит 28» - это сверхмощный магнум V0=550 м/с и Е=4500 J. Конечно, эти параметры достигаются в соответствии с допустимыми параметрами давления для нормальных и магнум-патронов. При отстреле упомянутых патронов на точность из одного и того же ствола место попадания в мишень разное. На 50 м нормальный патрон идет но месту, медленный - на 10 см выше, а быстрый магнум - на 15 см ниже. Почему? Место попадания зависит от угла выброса пули, а угол зависит от многих составляющих, которые создают импульс отдачи. При весе ружья 3,2 кг «Монолит 28« (12/70) создает отдачу 34 J, «Монолит 28 Спорт» - 18 J, а «Монолит 28», снаряженный в 12/76, т. е. в версии магнум, имеет отдачу 52 J. При таких разных скоростях и отдачах угол выброса пули отличается. К тому же важным является место опоры по отношению к стволу, т. е. при стрельбе из нижнего ствола разница между местами попадания меньше, чем при стрельбе из верхнего.

Исследования в области ружейной баллистики дали много интересного материала, но на практике (т. е. для обычного охотника) он был бы чересчур сложным и объемным, поэтому многие тестовые технологии пришлось упростить.

Отстрелы пуль на 50 м и данные по кучности - основной показатель. «Монолит 32» и «Монолит 28» стали базой для создания серии экспансивных пуль Rossa 32, Dupo 28 и Hexolit 32. По балансу «Монолит 28» больше соответствует критериям, дающим лучшую кучность. В большей степени кучность обеспечивает сверловка канала и дульного сужения. В обычную пластмассовую гильзу нормальным путем можно зарядить пулю диаметром 18,6 мм. Диаметр нормального канала ствола - 18,4-18,5 мм. В таких стволах пули D Dupleks прекрасно центрируются и обтюрируются, кучность из этих стволов самая лучшая.

Важным местом в стволе является дульное сужение. Диаметр металлической части пули подобран таким образом, что она спокойно может проходить через самый сильный чок (1,25 мм). Полиэтилен в этот момент деформируется, но, покинув чок, возвращается к прежним размерам. Иногда можно видеть одинаково хорошие показатели кучности при стрельбе из цилиндра и чока. Не принципиально, через какой диаметр проходит пуля, а важна форма конца ствола. По стандарту длина цилиндрической части получока короче, чем чока, поэтому цилиндр и чок направляют пулю более точно, чем другие сверловки.

Принятые в разных странах стандарты размеров стволов в общих чертах схожи (есть лишь небольшие отличия). Но допуски позволяют изготавливать их и с некоторыми различиями. Стволы Back Bore, Optima Bore, Tri Bore спроектированы для улучшения стрелковых показателей при использовании дроби, но они не идеальны для стрельбы пулями, т. к. дают кучность боя пулями всего 10-15 см на расстоянии 50 м.

Так, например, Back Bore имеет диаметр канала 18,8 мм, а у пули - диаметр 18,6 мм. Сделали экспериментальную партию с диаметром пластика 18,8 мм и с трудом вместили в гильзу (выглядело очень коряво). В этом случае Back Bore с «Монолитом 28» дал те же данные по кучности (5-7 мм в диаметре), что показывает и нормальный ствол диаметром 18,5 мм. Такая кучность уже позволяет получить на 100 м круг рассеивания 10-15см.

В экспериментах с прозрачными мишенями на пути полета гладкоствольных пуль четко зафиксировано отрицательное действие газовой струи на заднюю часть пули при выходе из ствола. Практически все конструкции пуль подвержены раскачиванию по отношению к переднему центру тяжести. Пули D Dupleks имеют корпус и длинную хвостовую часть, которая (по отношению к центру тяжести) прекрасно стабилизирует ее в полете. Стабильность очень высока. Известны случаи, когда «Монолиты», встречаясь с деревьями с диаметром ствола 10 см, пробивали их, но направления не меняли.

Плоский передний лоб пули, конечно, не лучшая форма для баллистики. Но эксперименты с острыми коническими лбами показали крайне высокую чувствительность на опрокидывание и рикошет пули. В наших пулях хорошая баллистика принесена в жертву большему ударному эффекту и антирикошету.

Несмотря на некоторые отрицательные моменты, пули серии «Монолит» у охотников очень популярны. В большинстве стран, куда поставляются патроны D Dupleks, закон об охоте лимитирует расстояние стрельбы гладкими пулями. На практике проверено: убойная энергия в полете сохраняется на весьма далеких дистанциях.

Исходя из накопленного опыта по отстрелу пуль, диаметр кучности на конкретной дистанции обуславливает вероятность достижения результата. Так, например, разброс на 10 см при стрельбе «М28» по лосю на дистанции 100 м не создает особых проблем. На таком же расстоянии попасть в косулю уже сложнее, а добыть лису еще труднее. Тут вместо фактора кучности начинают работать другие вводные (наличие качественного оптического прицела, хорошее знание траектории пули и т. д.). Выпущенная из ружья пуля летит по некоей траектории, которая под действием силы сопротивления воздуха и силы тяжести по мере отдаления от ствола имеет все более изогнутую линию. Первые две трети траектории обычно пологие, а последняя треть быстро идущая вниз. У более мощных патронов первый отрезок траектории длиннее, чем у слабых. Оптический прицел устанавливается над стволом, тем самым сразу создастся разница между осью ствола и осью прицела. Механизмом поправок выставляем нужный угол по отношению к траектории, которая создается полетом пули. Место выбора по «нулям» зависит от самого охотника, от умения пользоваться траекторией. Вот конкретный пример. На ружье с вертикальным расположением стволов установлена оптика. Высота оси прицеливания над осью нижнего ствола 8 см. Стрельба велась «М28» 12/70 патроном на максимальную дистанцию 100 м с промежутком (интервалом) 25 м. Были получены следующие результаты:

81.png

В этом случае конкретное ружье применяется на загонной охоте по крупным копытным животным, где стрельба в основном ведется на дистанциях до 100 м. Поэтому траектория до 100 разделена и реально используется -8 см на 0 м (нижняя точка), +6,5 см на дистанции 75 м (верхняя) и опять -7 см на 100 м. В этой ситуации первый раз 0 получится на 25 м, а второй раз где-то на 85 м. Общая сумма при этой пристрелке - 14,5 см (суммируем от -8 см до +6,5 см). Такая пристрелка апробирована на практике и дает хороший результат.

Варианты отладки прицела относительно траектории могут быть разными, но важно, чтобы сам охотник понимал суть дела. Увлекаться стрельбой на дистанциях более 100 м не стоит. Преимущества ружейных пуль, большой вес, убойность и устойчивость к рикошетам как раз и работают лучше всею на дистанциях до 100 м.

Стрельба велась на 50 м из обычного иж-27 с оптикой. Патроны Monolit 32, Rossa 32, Hexolit 32 стреляны по 10 штук. На основную мишень № 4 на каждые 10 выстрелов по центру выставлялась свежая мишень.

82.png

В основной мишени собралось 30 попаданий в зону 9x7,5 см. На этой мишени видна высокая степень одинаковых попаданий.  


ЗАПИСКИ ОХОТНИКА АЙВАРА ДУНДУРСА

«И вот в очередной раз все повторяется: в загоне ранен лось, но он все еще на ходу. Нас, охотников помоложе, послали на переходы в заливных лугах. Ситуация осложняется тем, что за речкой на несколько десятков километров простираются болота. Если зверя не остановим... Бегу на предполагаемый переход и вижу, как среди кустов мелькнул лось, которого крутят собаки. Чувствую, что на переход не успеваю. Надо стрелять, но расстояние в этих зарослях оценить трудно, чувствую - до цели далеко. В момент, когда зверь останавливается, нацеливаю точку Quick point на уровне холки и места, по вертикали совпадающего с передней ногой, и нажимаю спуск. Из нижнего стреляю монолитом.

Мгновение, другое - и зверь падает. «Выстрел отчаяния» удался (я и сам удивлен)! Пуля «села» на 30-35 см ниже места прицеливания и, пробив одну лопатку, осталась во второй. А расстояние оказалось 162 шага! Позже на 100 метрах зверя брал достаточно много раз, но вышеописанный случай, когда пришлась стрелять так далеко, для меня лично был первый и единственный».

Октябрь 1984г.


ЗАПИСКИ ОХОТНИКА АЙВАРА ДУНДУРСА


«Хлеба убраны, поля еще не вспаханы. Полнолуние. Светло, как днем, луна взошла рано с вечера. Вдвоем с егерем сидим в «Ниве» и уже час через свое окно поглядываем в бинокль. Пусть поле огромно, и до лесного массива полкилометра, машина поставлена на «верный» ход кабанов. Она неплохо «вписана» среди оставленных рулонов соломы.

Стадо кабанов вышло на поле и помаленьку перемещается в нашу сторону. Никуда не денутся, придут! Пока мы изучаем стадо, вдруг сзади вдоль машины метрах в 30 пробегает 4-5-летний кабанчик и, удалившись на 100 м, начинает пастись. Приходится в одних носках, прячась за рулонами соломы, подбираться до расстояния верного выстрела. Zeiss Jena 4x32 на Иж-12 работает идеально, при такой луне и прожектор не нужен. Выстрел «Монолитом» с расстояния 60-70 м оказался результативным. После выстрела зверь свалился как подкошенный и, пару раз дернувшись, затих. Неужели не попал куда целился? Неужели зацепил позвоночник? Зверь оказался крупным - вдвоем еле-еле подняли и привязали к заду «Нивы». Попадание, вопреки внешним признакам, было точно в место прицеливания. Нетипичная картина стала понятной при разделке зверя. Пуля попала в верхнюю часть сердца. Ударная волна взорвала этот орган изнутри. Плоский конец «Монолита» сработал эффективно.

Этот случай позволил увидеть работу мощной гидродинамической волны и возможный эффект от того, как могла бы работать гладкоствольная экспансивная пуля. Начались более интенсивные разработки таких пуль. Цель приобретала конкретные очертания».

Сентябрь 1993 г.